Проводить гарантийное обслуживание своих новых автомобилей самарские автовладельцы скоро смогут и у неофициальных дилеров. На этом настаивает Федеральная антимонопольная служба. По мнению специалистов ведомства, официальные дилеры завышают стоимость услуг и запчастей.
На российском автомобильном рынке разгорелся конфликт, разрешить который взялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаила Федоренко, в ведомство поступает огромное количество жалоб автомобилистов на высокую стоимость гарантийного техобслуживания и запчастей у официальных дилеров. Пройти ремонт или ТО в другом автосервисе невозможно, поскольку в этом случае у автовладельца сгорает гарантия. Если же кто-то и решает отправиться к неофициалам, то сталкивается с проблемой отсутствия оригинальных запчастей. Неофициалы жалуются на то, что дистрибьюторы отказываются поставлять эти детали, отдавая преимущество официалам. Официалы, в свою очередь, недовольны тем, что у них нет четкой схемы работы с дистрибьюторами.
В целом вырисовывается такая картина: покупатель приобретает автомобиль и прикрепляется к какому-либо официальному дилеру. После этого пройти гарантийное обслуживание или ремонт можно только у него – обязательно с использованием оригинальных запчастей. При проведении работ у неофициалов, гарантия с авто снимается. Как говорят представители официальных автодилеров, эти правила, в первую очередь, приносят пользу самим клиентам.
«Любой официальный дилер имеет список обязательного специнструмента, предоставленного заводом изготовителем, – рассказывает инженер по гарантии ООО «Виват-Авто» Алексей Гусев. – Поэтому использование обычных инструментов в сторонних сервисах может быть просто невозможно, следовательно гарантировать качество, аккуратность, последовательность и т.д. в работе стороннего сервиса нельзя. Справочная информация, моменты затяжки, электросхемы, предоставляемые заводом-изготовителем ОД, – все это является конфиденциальной, а самое главное актуальной на данный момент информацией. У сторонних сервисов информация обычно является устаревшей или взятой из сомнительных источников в Интернете. Также все сотрудники ОД проходят обучение с последующей аттестацией и сертификацией завода-изготовителя. В связи с этим любое вмешательство третьих лиц в крупные узлы и агрегаты, такие как двигатель, коробка передач, тормозная система, система электропитания и т.д., не может гарантировать качество выполнения работ, а следовательно безопасность водителя и пассажиров при последующей эксплуатации автомобиля».
ФАС, проведя работу по поступившим жалобам, пришла к выводу, что у официальных дилеров действительно зачастую завышены цены. Таким образом, ведомство предложило разрешить заниматься гарантийным обслуживанием автомобилей и другим компаниям. Кроме того, антимонопольщики считают, что нужно снять запрет продаж оригинальных запчастей предприятиям, не входящим в число официальных дилеров. Это заявление вызвало разные оценки. Автомобилисты, разумеется, поддерживают ФАС.
«Вчера столкнулись с такой ситуацией, – рассказывает автомобилист Марина Костюченко. – Ездили за город, дорога плохая, заехали в лужу, ударили низ бампера, он слетел с креплений. Сами крепления настолько «несерьезные», что отломились – простой пластик. Поехали к официалам, нам сказали: «Ничего мы клеить не будем, возможна только замена бампера полностью». Зачем менять целую деталь??? Сами купили спецклей и исправили. Вот в таких случаях, я считаю, можно спокойно ремонт делать самим или ехать в обычную мастерскую, а не отдавать 7-8 тысяч рублей за «избыточный» ремонт в дилерских центрах. Если машина на гарантии, и вдруг что-то случилось серьезное с двигателем, коробкой и прочее, тогда, на мой взгляд, нужно ехать к официалам. Такие капитальные работы – все-таки их прерогатива, опасно доверять ремонт такой сложности практически новой машины мастерам, которых через пару недель можно и не найти. А, вот, по всяким мелочам, вроде замены масла, фильтров и прочее, можно и без великих мастеров обойтись».
Кроме того, такое решение может быть выгодным и для страховщиков, которым будет выгодно оплачивать работы, проведенные по более низким расценкам. А, вот, официалы подобной перспективе совсем не рады – им придется снижать цены, поскольку клиенты уйдут к конкурентам.
Как бы то ни было, ФАС уже объявила о создании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.
«В рамках работы Экспертного совета планируется обсудить следующие вопросы: взаимодействие дистрибьюторов и дилеров легковых автомобилей, установление монопольно высоких цен на запасные части для автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании, стоимости работ, услуг технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании», – сообщается на официальном сайте ведомства.
В экспертный совет войдут специалисты ФАС России, представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, участники рынка, представители ассоциаций, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.
Работать совет начнет с 1 ноября 2011 года.