ГИБДД предлагает на год лишать прав за три нарушения ПДД. Законопроект зрел давно, и уже в осеннюю сессию он может быть рассмотрен и принят Госдумой. Только претензий и вопросов к жесткому предложению пока больше, чем ответов. Разбираемся в сути ужесточения в нашем материале.
Что случилось?
ГИБДД с прошлой осени бьет тревогу – статистика аварийности снижается слишком медленно, злостные нарушители продолжают устраивать ДТП с серьезными последствиями. В связи с этим – надо бороться с системным игнорированием ПДД. Тогда-то и родилась идея забирать права на год у автомобилистов, допустивших три и более нарушений правил.
О каких нарушениях идет речь?
В первой версии законопроекта, осужденной многими за коррупционность и чрезмерную жестокость к водителям, речь шла о практически всех нарушениях – грубых и обыденных (опасными не считающихся). В новой редакции список «косяков», за которые можно лишиться прав, сократился вдвое. Так, например, в пешеходы не разжалуют за непристегнутый ремень, невключенный поворотник, неправильную парковку, нарушение рядности (поворот не из крайнего ряда) и так далее.
По данным ГИБДД, почти 40% от всего количества ДТП за 2014 год было совершено автомобилистами, ранее уже не раз привлекавшимися к ответственности за нарушение ПДД.
При этом полного списка нарушений, за которые можно получить год лишения водительских прав, не обнародован. Остается только гадать, попала ли туда, например, та же стоп-линия. Между тем депутаты саму инициативу поддерживают, подчеркивая, что суровое наказание уместно исключительно для грубых нарушений.
«Существенное превышение скорости – на 60 км/ч и более, проезд на красный, движение по встречной полосе – это можно оставить, – выразил свое мнение на страницах Газеты.ru первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. – Но нельзя лишать прав за три превышения скорости на 20 км/ч».
Примерно такого же мнения придерживаются и наши читатели: согласно проведенному нами опросу, 38,8% респондентов поддерживают лишение прав за систематические грубые нарушения.
Три нарушения – в течение какого срока?
На этот вопрос точного ответа, увы, также нет. Но можно предположить, что речь пойдет о нарушениях, совершенных в течение одного календарного года. Во-первых, потому что это удобно, во-вторых, потому что такая практика уже распространена: так, например, повторным управлением ТС в состоянии опьянения (или отказом от медосвидетельствования) считается то, что было совершено в течение года после первого. А еще, озвучивая данные по водителю-нарушителю, ГИБДД обычно дает информацию о его «косяках» именно за прошедший год.
А теперь еще один резонный вопрос – три нарушения в год – это мало или много?
За 2014 года на игнорировании Правил дорожного движения были пойманы 25,5 миллионов водителей. И каждый четвертый из них – уже не в первый раз.
Кто должен фиксировать нарушения?
Это тоже очень важно, учитывая, с какой скоростью распространяются по стране системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений. Как камера определит, кто находился за рулем в момент совершения нарушения? Что, если автомобилем пользуется сразу несколько человек? Или транспортное средство вообще собственность организации с открытой страховкой? Кого в таком случае лишать прав – непонятно. В связи с этим логично было бы предположить, что суровая кара в виде года пешеходной жизни должна выноситься только на основании нарушений, зафиксированных живым человеком в форме, а не бездушной машиной.
А нужно ли ужесточение?
В действующем законодательстве за повторные в течение года грубые нарушения ПДД уже предусмотрено лишение прав. За серьезное превышение скорости (на 60, 80 и более км/ч), например, светит год пешеходной жизни. Такая же ситуация с нарушением правил проезда железнодорожных путей. Дважды в течение года проехав на красный, можно остаться без прав на полгода. Выезд на встреченную полосу движения в запрещенном для этого месте, управление ТС в состоянии опьянения, отказ от «продувки» – для всего этого уже придуманы сроки лишения прав. Так нужно ли вводить наказание, которое уже есть?
Как бы то ни было, окончательная редакция законопроекта все еще находится в стадии формирования. Возможно, после ее публикации многие вопросы отпадут. А пока – за что бы вы лишали прав соседей по потоку?
Фото: Фото Олега Каргаполова