Семейная пара — Людмила Гвоздева и Вадим Юсуфов — недавно вернулась из грандиозного автопробега, в котором провела три недели. Из Самары путешественники доехали до Мурманска, а обратно вернулись через юг России, увидев несколько морей. Мы поговорили с ними и узнали, как правильно подготовиться к такому путешествию, что посмотреть по пути и что нужно учитывать, если вы решили поколесить по стране.
«В Иваново — в музей СССР, в Карелию — на природу»
— Расскажите, сколько времени провели в пути?
— Это были два разных автопробега. Мы выехали 6 сентября и вернулись в Самару 29-го. Первый автопробег назывался «Культура. Патриотика. Семья». До Мурманска ехали 3000 километров и доехали за четыре дня.
Автопробег «Культура. Патриотика. Семья» прошел по инициативе Общественной палаты (ОП) Самарской области. Как отметил идейный вдохновитель проекта, председатель профильной комиссии ОП региона Павел Покровский, по итогам поездки выйдет видеогид, где участники автопробега подробно повествуют о своем путешествии. А затем планируется выпустить фильм, который расскажет о возможностях для автотуристов в разных регионах России. Его можно будет увидеть на сайте ОП. Такие автопробеги, поддержанные ОП, становятся традицией. В прошлом году участники ездили по регионам ПФО.
— Что рекомендуете посмотреть людям, которые вдруг решат повторить ваш опыт и поехать из Самары в Мурманск?
— Из Самары в Мурманск есть несколько вариантов проезда. Есть вариант через Ульяновск, есть вариант через Казань, есть вариант ехать поселковыми дорогами. Потом все эти дороги сходятся в одну.
Если ехать через Ульяновск, то здесь стоит посмотреть завод УАЗ, старый мост, можно поехать по новому мосту и его посмотреть, тоже интересно. Один мост Президентский, а другой — Императорский. Под Ульяновском есть поселок Белый Ключ, там стоит памятник царю Александру II.
Если едем от Ульяновска, то можно заглянуть и в Нижний Новгород. Там стоит, на наш взгляд, обязательно посмотреть Кремль. И вообще центр города. Там очень интересно.
Если мы едем через Казань, естественно, заезжаем в Казанский Кремль, там отличные экскурсии. Есть что посмотреть. Также есть у них прогулочная улица Баумана, как у нас Ленинградская. По ней интересно прогуляться.
— А как ехали после Казани?
— Дальше мы заезжали в Марий Эл. Там, в Йошкар-Оле, надо обязательно посмотреть набережную. Это отличный вариант Европы в России. Дальше можно спокойно погулять по лесу, там вообще отличные леса, как в Карелии. То есть, если вы хотите в лес, но не хотите ехать в Карелию, смело езжайте в Марий Эл.
Дальше у нас Кировская область, Костромская область, они тоже не нуждаются в представлении. Кировская область — это вятская игрушка, там можно купить свистульку, какой-нибудь чайничек, какой-то сувенир ручной работы.
Если заезжать в Иваново, то там отличный музей СССР есть. По пути можно купить ивановский трикотаж, текстиль. Правда, говорят, что завод уже не тот, что был раньше. Возрождается. Далее Карелия.
— А чем особенно интересен этой край?
— Карелия богата своими озерами, лесами. Нам очень нравится погулять там по лесу, посидеть на озере. В Карелии надо смотреть природу. А еще там есть такая примета: чтобы поездка прошла хорошо, чтобы не сломаться и благополучно выехать обратно, в Карелию машину нужно именно затолкать. Мы бывали в Карелии уже не раз, но друзей, кто въезжал туда впервые, мы заталкивали.
Далее подъезжаем к Мурманску. Стоит заглянуть на озеро Имандра. Оно великолепное! По пути можно увидеть и город Мончегорск, там техногенная пустошь. Тоже интересно выглядит, посмотреть стоит, там блестящий песок, он как будто бы с вкраплениями золота, то есть, ты его берешь, а он блестит. Осенью Мончегорск хорошо посмотреть, там приходит преждевременная осень, и все деревья быстро очень желтеют.
В Мурманскую область, как и в Карелию, хорошо ездить в полярный день, когда солнце не садится. Это первый вариант. А второй — ехать, чтобы застать северное сияние. Мы в этом году как раз его застали.
«В Мурманске обязательно посмотреть ледокол „Ленин“ и поесть печень трески»
— А что посмотреть в самом Мурманске?
— Мурманск — город-порт. Поэтому обязательно нужно зайти в порт, посмотреть ледокол «Ленин», он стоит там как музей. А еще купить вкусную рыбу, попробовать настоящую печень трески. После Мурманска можно съездить в Териберку, она уже приготовлена для туристов. В этом году мы туда не заезжали. Мы там были, когда она еще была дикая.
После Териберки можно съездить на Дальние Зеленцы. Отдых бывает разный: кто-то любит покайфовать, а кто-то изучать территорию и природу. Мы — вторые. В Дальних Зеленцах стоит заброшенный институт океанологии Мурманской области. Там до сих пор остались образцы с глубин северных морей — Баренцева моря, Норвежского.
— А как туда можно попасть?
— Мы просто доезжаем на машине, но доехать туда трудно. Двери в институте открыты. Пожалуйста, заходи и смотри. Пять этажей образцов. На полках до сих пор стоят образцы, которые брались с моря и океана. Пробы грунтов, батискаф. А на берегу стоит сгоревший корабль.
Из Зеленцов можно попасть на полуостров Рыбачий. На реке Титовка посмотреть водопады, половить рыбу. Естественно, с лицензией.
На полуострове Среднем заброшенные воинские части, их почти не осталось, памятники войне. Старую немецкую дорогу сейчас закатали в асфальт, поэтому её посмотреть уже не получится. Жалко, конечно, такой эксклюзив был. Мы поэтому так активно и путешествуем по России, потому что можем не успеть потом.
На полуостров Рыбачий можно попасть, а можно и не попасть. Это тоже надо учитывать. Если идут дожди, можно и на джипе плавать по глаза, потому что там нет брода, нет дороги, реки разливаются.
Там очень красивое море. Произошел разлом скалы, порода лопнула пополам — и получилась очень красивая картина. Ветер, конечно, там жесточайший, деревьев нет, а вот грибов и ягод — море.
«Привозим из поездок песок»
— Что вы привезли из своей поездки?
— Есть туристы, которые привозят из поездок магнитики и тарелки, а мы берём песок. Потому что я коллекционер песка, у меня дома более сотни песков. То есть я беру песок с места, где я была, и кладу туда какую-нибудь вещь, чтобы потом вспомнить, откуда этот песок (смеется). Где-то кирпич лежит, где-то — гвоздь из разбитого корабля.
— Какая у вас машина? Выбирали ли вы ее специально для дальних путешествий по России?
— Машину специально для путешествий не выбирали, у нас Nissan March — это Nissan Micra, только с правым рулем, японская версия 2003 года, на автомате с передним приводом.
— Везде ли она проезжала или были какие-то сложности?
— Не проехала только на Старом Колымском тракте. Но это было в 2022 году. Мы тогда ехали в Магадан. В поездке в этом году она проехала везде. А вообще? нужно знать свою машину. И нужно готовить ее к длительной поездке.
— В пути из Самары в Мурманск где останавливались? Ночевали в палатках или в гостиницах?
— Мы автотуристы, которые живут в машине. У нас автомобиль подготовлен полностью под проживание в нем. Есть спальные места. Есть газовая плита, походный душ. То есть мы можем там и помыться, и поесть, и поспать.
— Как все помещается в машине?
— Это все туда помещается, да (смеется). Что-то к машине прикреплено. Душ тоже к машине прикреплен. Мы в Мурманске единственный раз остановились в съёмной квартире, потому что нам надо было подготовиться к выступлению в Мурманске. Снимали квартиру за 2500 за сутки.
— А какие были сложности на пути из Самары в Мурманск?
— Вообще проблем не было никаких. По пути встречались с друзьями, машины к нам присоединялись, все нормально было. Мы сначала одни выехали, потом еще присоединились, потом три машины нас стало. Потом опять две. Потом мы одни.
— А почему Мурманск?
— Известный подводник Федор Алексеевич Видяев — наш земляк. Он родился в селе Степная Шентала (сейчас это территория Кошкинского района). А в Мурманской области есть город Видяево. И вот мы взяли землю в селе Степная Шентала и повезли ее в Мурманскую область. Передали ее в Дом офицеров в Видяево.
— А что касается денежных затрат — сколько рекомендуется заложить на вот такое же путешествие из Самары в Мурманск?
— Это всё просто рассчитывается. Человек должен знать расход топлива своей машины. Основная сумма уходит на топливо, остальное — это ваши развлечения. Можно взять с собой плитку и готовить самим, можно покупать еду в магазинах (сейчас сетевые магазины встречаются везде), а можно питаться по кафе и ресторанам. Это, согласитесь, совсем разные траты.
Мы готовим всегда сами. Чужую еду бы не едим, потому что неизвестно, из чего она сделана. Заезжаешь в магазин, покупаешь себе макароны, сосиски или курицу, потом приготовил на плитке — и съел. И намного дешевле получается.
— Получается, вы брали на основной работе отпуск или вы работаете на себя?
— Я мастер по ремонту сотовых, работаю на себя. Закрыл, уехал. Муж ремонтирует машины. Тоже работает на себя.
«Шесть морей. Шесть маяков»
— А как вы ехали назад? По той же дороге?
— В Мурманске у нас возникла идея совершить автопробег «Шесть морей. Шесть маяков». Общественная палата Самарской области нас снова поддержала — и мы поехали.
Из Мурманска в Самару мы ехали так: Мурманск-Петрозаводск, Петрозаводск-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Москва, Москва-Таганрог через Воронеж. Потом Ростов-на-Дону, Анапа, потом Краснодарский край, Ставропольский край, Элиста, Астрахань, Волгоград, Саратов, Самара.
Из Самары в Мурманск мы проехали 3000 километров. Из Мурманска в Самару — еще 8000 километров. Потратили в общей сложности 50 000 рублей на бензин.
— Перед выездом из Мурманска вы поставили цель — посетить шесть маяков. Удалось? Какие это маяки?
— Да, мы посетили все шесть маяков, которые планировали. Начали автопробег с Вайдагубского маяка на Баренцевом море на полуострове Рыбачий, затем — Кашкаранский маяк на Белом море, Шепелевский маяк — на Балтийском море. На Азовском море мы побывали на двух маяках — на настоящем Ахтарском и на декорациях к фильму «Смотритель маяка». Сначала эти декорации хотели убрать, но потом оставили — и сейчас там вполне себе удобная территория для туристов.
Далее был Анапский маяк на Черном море. И последним — Петровский маяк на Каспийском море. Его еще называют Четырехбугорным. Потому что место, где он стоит, раньше было островом под названием Четыре бугра, а вокруг было Каспийское море. На одном из Бугров и построили маяк, который сейчас стоит на маячном холме. Острова давно нет, почти сотню лет, вода в море ушла и остров стал полуостровом и теперь маяк стоит в степи в 30 км от берега.
«На Камчатку хотелось бы, но дороги нет»
— Вспомните свое первое автопутешествие. Куда оно было и почему именно туда?
— Юг России. Это было 10 лет назад. Хотели съездить к морю. Сейчас уже обкатали весь юг.
— Есть ли места, куда вы ещё не попали, но очень хотите?
— На Камчатку хотелось бы, но дороги нет. А переправлять машину за сто с лишним тысяч рублей через паром не хочется. А так — были уже много где — от Мурманска до Владивостока, от Мурманска до Магадана, от Мурманска до Дагестана, до Дербента.
— Какая область или, может быть, какой край произвел наибольшее впечатление?
— Я очень люблю Калмыкию, очень люблю Бурятию, Магаданскую область, Карелию. Еще люблю Мурманскую область. В Калмыкии и Бурятии нравятся степи, в Мурманске — это тундра.
— Во время ночевок на природе не было страшно? Не боялись ли встретить медведей или ещё каких-нибудь представителей местной фауны?
— Мы всегда ночуем в машине. Как я уже говорила, мы заезжаем только поспать в гостиницу, если что-то нужно там, то есть постираться, например. А так всегда спим в машине. Медведей по дороге в в Мурманск не боялись, потому что надо знать количество медведей на квадратный километр (смеется). В тех краях их очень мало. Наверное, мы были раньше цыганами (смеется). Мы очень любим путешествовать.
— Как вы думаете, когда вы в следующий раз поедете в путешествие? У вас автотуры спонтанно получаются? Или есть план?
— Раньше мы планировали. И делились планами в соцсетях, где подробно рассказываем о своих путешествиях. Теперь мы не планируем, потому что многие воруют идеи. Теперь делаем так: выехали, а потом опубликовали информацию.
«Проедьтесь для начала по своей области»
— Дайте несколько советов людям, которые только собираются в длительное автопутешествие. На что обратить внимание?
— Если вы вообще ни разу не путешествовали, проедьтесь для начала по своей области. Посмотрите, как это. Если вам это зашло, тогда езжайте дальше. В любом регионе есть что посмотреть. Заброшенные объекты, может быть, природные объекты, геологические. Музеи. Если вам такой вариант автопутешествий по области не понравится, лучше не ездите в другие регионы. Если понравится, продолжайте.
Обязательно рассчитывайте время. То есть, когда и где будете. Потому что есть такие варианты, что ты где-то 2 часа потерял, потом можешь постоянно на них опаздывать.
Обязательно нужно знать, где заправки и почем там топливо. Есть такие места, где можно вообще не заправиться. Например, в Казахстане 600 километров нет заправок. И поэтому бензин должны взять с собой.
Необходимо знать климат местности, куда ты едешь. Не надо ехать в шортах на Домбай (горный хребет на Кавказе в России), если ты собрался подниматься на гору. Надо понимать, что там будет не 30 градусов, а 10. Другой пример: в степи нечего делать ранней весной, вот после мая — пожалуйста. Если ты заехал раньше, ты можешь утонуть так, что тебя даже трехмостовый КАМАЗ не выдернет.
Также желательны знания покрова почвы. Пример: если ты заехал в солонец и пошел дождь, ты обязательно должен оттуда выехать — неважно, ночь или день. Надо встать и выехать, иначе ты прилипнешь к этой глине. Вот такие знания в автопутешествиях обязательны.
Желательно знать еще про насекомых. Например, если укусил такой паук, то надо делать то и то. То есть правила безопасности нужно знать. И обязательно с собой брать те таблетки, которые тебе нужны. И не брать никогда лишнего.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.