У самарского завода «Авиакор» сменились конечные владельцы. В списке больше нет кипрских компаний.
У завода «Авиакор» богатая история. Предприятие эвакуировали в Куйбышев из Воронежа во время Великой Отечественной войны. Здесь делали знаменитые штурмовики Ил-2. Затем на заводе производили самолеты Ту-4, Ту-95, Ту-142, Ту-154М и Ан-140.
В частную собственность завод перешел в 90-х годах прошлого века. Он стал частью группы «Сибирский алюминий», которую создал Олег Дерипаска. Сейчас холдинг носит название «Базовый элемент». В его состав входит корпорация «Русские машины», которая, как сообщали власти, и владеет «Авиакором».
Юридическое лицо завода — акционерное общество «Авиакор-Авиационный Завод». По данным системы «Контур.Фокус», основным акционером с долей в 71,56% является ООО «Авиаресурс Холдинг».
Этой компанией раньше владели кипрские компании «Фокер Девелопментс Лимитед» и «Базовый Элемент Лимитед». Теперь же единственным владельцем выступает московское ООО «Цефей». Виды деятельности — вложения в ценные бумаги, дилерская деятельность, финансовая аренда (лизинг/сублизинг), продажа и аренда недвижимости, управление финансово-промышленными группами, холдинг-компаниями, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
«Цефеем» раньше тоже владела кипрская компания REDEOX INVESTMENTS LIMITED. В 2021 году она получила российскую прописку. Теперь зарегистрирована в Калининграде под названием международная компания АО «Редеокс Инвестментс Лимитед». Но вот данных об акционерах этой фирмы нет.
Очевидно, «Редеокс Инвестментс Лимитед» попала под механизм редомициляции — смены юрисдикции, как и многие другие кипрские компании Олега Дерипаски. Процесс бизнесмен начал еще в 2019 году, когда попал под санкции США.
Специальные административные районы, в которые могут перерегистрироваться компании из иностранных юрисдикций, появились в России для деофшоризации зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам РФ и владеющих активами в стране, в том числе в качестве антисанкционной меры. САР созданы на островах Русский (Приморье) и Октябрьский (Калининградская область).
Управляющая компания предприятия — ООО «Авиакор-самарский авиационный завод» — также практически полностью перешла под контроль «Цефея».
При этом на заводе собираются возродить сборку самолетов. Речь, в частности, идет об Ан-140. Также в прошлом году «Авиакор» заключил контракт с Уральским заводом гражданской авиации на изготовление турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога».