В Самару приехал Покрас Лампас. Его работы видно из космоса, а стиль каллиграфии пытаются повторить. В свои 28 лет он заработал большую популярность. В портфолио красуется роспись «Красного Октября» в Москве, которую видно со спутника, мурал «Д ¥ Ā Л И З М» на внутренней стене отеля Wynwood в Санкт-Петербурге и крыши самого высокого здания в Риме — Дворца итальянской цивилизации. Теперь в списке работ Покраса Лампаса появится и самарская фреска. Как признаётся художник, работа предстоит очень сложная.
Покрас Лампас (Арсений Сергеевич Пыженков) — художник-каллиграф, который родился 19 сентября 1991 в городе Королёв Московской области. Интересоваться граффити и стрит-артом стал во время поездок на электричке из Королёва в Москву, рассматривая рисунки на заборах вдоль железнодорожных путей. Начал рисовать в 15–16 лет. По словам самого Покраса, в каллиграфии он самоучка. Работает в стиле каллиграфутуризм.
«Самара уникальна в своём планировании. Редко где можно встретить такие транспортные решения»
— Расскажите, что привело вас в наш город?
— Я прилетел, чтобы сделать большой паблик-арт-объект на спуске Маяковского. На мой взгляд, это одна из самых знаковых локаций города.
Паблик-арт — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя, связанное с городским пространством.
— Вы посетили множество городов России и мира. Сложилось ли у вас уже какое-то впечатление о Самаре? Чего, на ваш взгляд, не хватает нашему городу с точки зрения урбанистики?
— В Самаре я не первый раз, приезжал сюда в 2014-м на конференцию в качестве спикера. И вот спустя 6 лет я планирую не только подработать, но и устроить себе тур по городу. Мне интересно посмотреть, как функционируют сейчас музеи и галереи. Я хочу узнать, как изменились городская среда, навигация. Только после этого я смогу дать взвешенный и обдуманный комментарий. Сейчас я могу сказать, что Самара уникальна в своём планировании. Город сильно вытянут и строится вокруг реки. С этим связано очень много решений с точки зрения логистики, маршрутов, которые можно было бы завязать, паблик-арт-объектов, культурных локаций. За те 10 дней, что я проведу в городе, планирую проанализировать Самару на предмет мест для новых проектов, своих или под моим началом.
— Вы говорили, что изучаете место, прежде чем создать рисунок. Что вам удалось узнать о нашей набережной и почему вы выбрали именно эту локацию?
— Да, это действительно так. Я постарался изучить Самару и предложенный мне объект с точки зрения отношения к нему аудитории. Делал я это через ролики на YouTube, события и публикации, связанные с этой локацией. Набережная мне показалась прекрасным местом для иллюстрации, потому что люди приходят сюда отдыхать. Здесь горожане и гости Самары проводят свой досуг, черпают вдохновение и оставляют приятные эмоции. Я постараюсь добавить в это место элемент образования. Покажу современные и мировые культуры через призму каллиграфии. Это одна из основных задач, которую я себе поставил. Чтобы проект был не просто декоративным, а был связан с историей, контекстом, художественным языком, который я сейчас транслирую. Чтобы этот проект был цитируем не только в России, но и во всём мире.
— С каким городом вы могли бы сравнить Самару?
— Сравнение городов мне даётся тяжело, ведь каждый из них уникален. Из ближайших соседей Самара больше всего схожа с Казанью, но там очень сильна интеграция с арабской культурой. Я попытаюсь показать схожесть этих городов и в своей работе. В каллиграфии будут использованы арабские элементы как связь городов, культур и людей.
«Мой паблик-арт перенесёт зрителей в помпезную среду»
— Какой будет фреска на Маяковском спуске набережной?
— Все детали я, как всегда, не раскрываю, но название спуска должно подсказать зрителю, с чем будут связаны текст и концепция.
— В каких цветах будет работа?
— Это будет чёрно-золотая каллиграфия. Я давно хотел ввести эту цветовую гамму в город, потому что, на мой взгляд, она имеет наиболее сильное визуальное воздействие на зрителя. Человек попадёт в помпезную среду, которая интересно резонирует с водой и песком, играя на отражении и контрастах. Мне кажется, это будет интересный опыт для зрителя.
«В этой работе мне интересно подчеркнуть кирпичную кладку стены»
— Вы уже видели стену, над которой предстоит работа?
— Пока нет, планирую посетить локацию сегодня вечером, но могу сказать, что предварительная площадь работы — почти 350 квадратных метрах.
— О каких особенностях композиции вы можете рассказать?
— В этой работе мне интересно подчеркнуть кладку. Блоки очень сильно повлияют на итоговый результат, так как каллиграфию на них можно писать по-разному. Я могу вписывать один символ в один кирпич, а могу составлять картину исходя из ритмики блоков. Это я решу на месте и от этого будет понятен темп письма.
— Сколько по времени займёт работа над рисунком?
— Времени на работу уйдёт очень много. Я предполагаю, что порядка 100 часов чистой и непрерывной работы. Для каллиграфии это действительно большой объём.
— Что является основополагающей составляющей вашей работы?
— Во время письма для меня важна концентрация. Это основное отличие каллиграфии от других видов искусств, в ней нет права на ошибку. Мы не рисуем букву — мы её пишем. Движение линии зависит от владения кистью и краской. Мне будет важен комфорт. Поэтому работать я буду 8–10 часов в день.
Кроме Лампаса в Самару приедут еще 6 художников, которые оставят свой след на стенах нашего города в рамках масштабного художественного проекта Samara Ground 2020. Art Experience. Торжественное открытие муралов в Самаре состоится 13 сентября, в День города.