До конца лета в Самаре пройдут еще два распределения мест в детские сады для трехлеток. Что делать тем, чьи дети в дошкольные учреждения не попадут? Какие ошибки совершают родители, ставя своих малышей в очередь? И на что жалуются чаще всего мамы и папы детей, которые оказались в числе счастливчиков? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем руководителя департамента образования мэрии Самары Светланой Чикановской.
Светлана Александровна Чикановская родилась в Новокуйбышевске. Окончила школу № 18. Первое высшее образование — Самарский педагогический институт им. В. В. Куйбышева, факультет физики и математики. Второе — филиал Московского городского педагогического института, специальность — менеджмент организации. Должность заместителя руководителя департамента образования Самары заняла 15 марта 2019 года.
«В этом учебном году планируем открыть еще 1185 мест в детсадах»
— 15 мая в Самаре прошло распределение в детские сады (всего 12 513 мест, из них 1223 — для детей в возрасте до 3 лет). В течение десяти дней руководители учреждений должны были созвониться с родителями и оповестить их, что их сын или дочка попадает в сад. В течение еще 10 дней мамам и папам нужно дать ответ, согласны они отдать ребенка в это учреждение или передумали по каким-то причинам. Отказ от сада можно оформить в МФЦ, при этом очередность за ребенком сохраняется. Дети, которые остались нераспределенными, могут попасть на освободившиеся места после отказа родителей других детей или на дополнительные места. В этом учебном году планируем открыть еще 1185 мест, из них 395 — для детей в возрасте до 3 лет.
— Есть шансы у тех малышей, которым на 1 сентября трех лет еще не будет?
— Следующее распределение пройдет 20 июня. А затем — в первых числах августа. Хочу обратить внимание на распространенную ошибку, которую делают родители. Когда они подают заявление в МФЦ, то не интересуются, а набирает ли сад группу нужного возраста. Например, есть детский сад, образно говоря, № 3, он в этом году набирает группу от 4 до 5 лет, а у меня ребенок от 2 до 3 лет. Естественно, он в сад не попадает. Можно поменять сады и после подачи заявления, при этом дата обращения остается исходной.
В департаменте образования мы используем понятие «учебный год». И у тех малышей, кому на 1 сентября трех лет еще не будет, шансы попасть в сад тоже есть.
— В скольких садах Самары есть ясли? И как туда попасть?
— Сейчас ясельные группы работают в 55 садах. Попасть туда можно также по очереди.
— Какая категория граждан имеет право на то, чтобы их дети попали в сад вне очереди?
— Перечень довольно большой. Есть две позиции — внеочередники и первоочередники. На зачисление вне очереди имеют право дети прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета, чернобыльцев, потерявших здоровье, и дети военнослужащих. Но обращаю внимание, что здесь речь идет о военных, погибших или без вести пропавших, получивших увечья во время боевых действий. Часто сталкиваюсь с тем, что служащие читают только начало, не дочитывают конец этого пункта и претендуют на особые условия для своих детей. Также в Самарской области вне очереди в сады зачисляют детей педагогических работников именно дошкольных образовательных учреждений.
Первоочередники — это ребята из многодетных семей; дети, один их родителей которых инвалид; дети-инвалиды; сыновья и дочери военнослужащих, сотрудников МВД, полиции со специальными званиями, сотрудников таможни, дети одиноких родителей. При этом родителям стоит учитывать, что с момента подачи заявления до зачисления ребенка в сад должно пройти не меньше месяца.
«Не хватает помощников воспитателей и медработников»
— Существуют ли нормативы по количеству детей в дошкольных учреждениях?
— Если в группе малыши до трех лет, то на каждого положено по 2,5 квадратного метра. Если ребята постарше, то 2 квадратных метра. Так что количество мест в группах зависит от площадей здания, где расположен сад.
— Как часто департамент образования проверяет сады?
— У них достаточное количество контролирующих органов, мы в том числе. Департамент образования контролирует подготовку к учебному году, хозяйственную деятельность. По факту проверки мы составляем справку. Если недоработки найдены, то руководителю дается месяц. Если нарушения остаются, то заведующего ждет дисциплинарное взыскание.
— Были случаи, когда приходилось увольнять руководителей садов?
— Пока таких случаев не было. Как правило, нарушения — это рабочие моменты, они происходят не от злого умысла заведующих. Проверка иногда мотивирует человека, чтобы вникнуть глубже в тот или иной процесс.
Проверки мы проводим плановые и внеплановые, по обращению родителей. Они, например, могут пожаловаться на некорректное поведение воспитателя, по каждому такому сигналу мы проводим служебное расследование. И не всегда факт некорректного поведения работника сада подтверждается. Часто родители жалуются на то, что заведующая не взяла ребенка в детсад. Но вины ее здесь нет, система распределения автоматизирована и прозрачна.
— Как обстоят дела с кадрами в детских дошкольных учреждениях?
— Сады укомплектованы сотрудниками на 80%. Не хватает помощников воспитателей и медработников. Помощник воспитателя может иметь среднее образование, его потом направят на переподготовку.
— Из каких источников финансируются детские сады?
— Из двух бюджетов — областного и городского. Из региональной казны деньги поступают на зарплату работников, на средства обучения. Из городской — на обеспечение присмотра и ухода за детьми, на коммунальные услуги, налоги, зарплату техничного персонала, содержание имущества. Обращаю внимание, что родителей не имеют права принудить сдавать деньги. Это наказуемо.
«Обязательно дойдите до МФЦ»
— Какие советы можете дать работающим родителям, чтобы их ребенок гарантированно попал в детский сад?
— Первый: как только малыш появился на свет, нужно сразу вставать в очередь в дошкольные учреждения. Можно сделать это и дома по интернету, но обязательно в течение недели в МФЦ надо предоставить оригиналы всех необходимых документов. Родители часто совершают такую ошибку: пока мама занята малышом, папа, сидя у компьютера, ставит ребенка в очередь. И, честно выполнив свой долг, забывает, что надо дойти в МФЦ. А ведь если он этого не сделает, то ребенок в очередь не попадет. Многие родители так прождали места в сад несколько лет, уверенные, что они в очереди.
Второй совет — узнавать подробнее о садах, в которые родители хотят отдать ребенка, и проверить, а набирают ли там нужную группу. Бывало, что мамы и папы не уточняли этот момент и в итоге не попадали ни в один из выбранных ими садов.
Третий совет — расширить географию поиска и проанализировать, какие дошкольные учреждения находятся по пути на работу мамы или папы. Может быть, имеет смысл и их рассмотреть? Многие выбирают сады рядом с бабушками и дедушками.
Как выход для работающих родителей могу посоветовать группы кратковременного пребывания детей — с утра до обеда или с обеда до вечера. Во многих садах они бесплатные. При этом, отдав ребенка в такую группу, место в общей очереди родители не теряют.
«Где социализировать ребенка — это выбор родителей»
— Как бы вы ответили на извечный вопрос, который волнует не одно поколение родителей: водить или нет ребенка в детский сад?
— Вопрос, где ребенка социализировать, — это по сути дело каждой семьи. Каждый ребенок особенный, и его знают лучше всего именно родители. Если они принимают решение, что ребенку в саду делать нечего, то вряд ли их сын или дочка будет сидеть до школы дома с мамой или бабушкой и никуда не ходить. Как правило, такие родители водят ребенка в кружки и секции.
В саду работают профессионалы, которые знают нюансы развития детей. Но ведь и многие родители сами осваивают методики воспитания детей разного возраста. Нельзя сказать, что ребенок, которого водят в сад, будет однозначно лучше развит, чем тот, кто сад не посещает. Дам один совет: если родители заметили у своих детей, которые не ходят в дошкольные учреждения, нюансы в поведении, то нужно сразу обращаться к специалистам, не тянуть. Пока он маленький, велика вероятность корректировки поведения. Чем старше, тем сложнее. А что касается социализации в саду, то ребенок общается со взрослыми и другими детьми и на улице, и на детских площадках.
«Что же вы мне старый концерт принесли?»
— На работе вам приходится находить некий баланс между руководителями садов и родителями воспитанников и решать порой очень спорные вопросы.
— В системе образования я всю жизнь. Считаю работу не сложной, а интересной. Цель — трудиться на благо детей. Я сама мама и понимаю, что значит ребенок для родителей.
Начинала я учителем математики в школе, потом была заместителем директора, работала в отделе образования Железнодорожного района, потом — в Самарском управлении Министерства образования, затем — директором школы.
— Помните свой первый урок?
— Это была школа № 174 в Самаре, 9-й класс. Практически все мальчишки. По меркам школьной жизни класс считался непростым. Но мне всегда нравилось общаться с детьми, много работала в студенчестве в пионерских лагерях. Первый урок для меня был просто знакомством с новым контингентом. И через несколько уроков ребята увидели, что учитель бесстрашный. И коллеги через неделю признались, что не ожидали от меня как от молодого специалиста такой хватки.
К ученикам всегда искала подход. У девятиклассников, например, попросила дать послушать записи их любимой группы. Они принесли кассеты одного очень популярного на тот момент коллектива и, конечно, ждали моей реакции. И наш следующий урок я начала со слов: «Что же вы мне старый концерт принесли?». И лед между нами тронулся.
А пятиклашкам объясняла темы про отрезки и прямые на примере их любимых персонажей из мультфильмов. Вопрос мотивации есть, был и будет. Главное здесь душа педагога, а дети всегда разные, но они интересные. И к ним можно найти подход. Многие осуждают сейчас нашу молодежь, а я считаю, что они просто другие, они на ты с коммуникациями, удивляют своими стремлениями и возможностями.