Алина Степаненко учится в Самарском университете. Она победила в голосовании за самую красивую студентку области на 63.RU. Девушка переехала в областную столицу из Казахстана. У Алины серьезная специальность — «проектирование авиационных и ракетных двигателей». Мы решили узнать о красавице инженере чуть больше. Публикуем рассказ девушки.
«Родители не смогли забрать у меня будущее»
— Алин, расскажи, из какого города ты родом?
— Мой родной город Уральск. В Самару же переехала 6 лет назад. Ехала одна, практически вслепую. Здесь окончила школу и поступила в университет.
— Почему именно в Самару? Как твои родители отнеслись к столь раннему переезду?
— Идею переехать и поступить именно сюда подсказала подруга. Мы тогда только окончили 9 класс. Ее заинтересовал Самарский региональный центр для одарённых детей. Я даже не думала переводиться, но подружка настаивать начала: «Давай, поедем, будем учиться». На тот момент для себя я уже решила, что не останусь в Казахстане и перееду в Россию, а это обучение показалось мне хорошей возможностью, да и родители не против были.
— Вы учились вместе с подругой?
— Не совсем. Когда мы приехали в Самару, наши пути немного разошлись. Она поступила в архитектурную школу, но для меня это уже было неинтересно. Я долго искала интересующее меня направление. Гуманитарные науки мне совершенно не даются, а физика и математика давно привлекали, поэтому и обратила свое внимание на Самарскую областную физико-математическую школу-интернат.
— Как проходил переход?
— Это было не очень сложно. Мы приехали с родителями на собеседование и предоставили портфолио. Они посмотрели, что девочка — отличница, и сказали: «Всё, берем». На последней неделе августа за несколько дней я собрала все свои вещи, медсправки и переехала. Мои родители были в шоке, что всё произошло так быстро, но они видели, как у меня горели глаза, и сказали, что мне невозможно было отказывать. Конечно, им не хотелось, чтобы я уезжала, но и забрать у меня будущее они не могли.
— Как быстро удалось настроить быт?
— У нас была школа-интернат, полный пансион. Поэтому никаких бытовых проблем попросту не было. Там были прекрасные условия проживания: блочные комнаты, секции. За нами следили сразу два человека: воспитатель по этажу, который работал посменно, и классный руководитель. Школа была совмещена с жилым корпусом. Нас поднимали в 7 утра, прямо будили всех, кто не мог проснуться по будильнику. Потом был завтрак, часик на сборы, и в 8:30 у нас начинался учебный день. В среднем было 6 уроков, потом обед и факультативы, та же математика и физика. К нам приходили преподаватели из университетов и рассказывали об инновационных технологиях. Это были не просто уроки, а полноценные игры о науке. Мы делали проекты с преподавателями из университетов, называли таких кураторов просто — «научники». С готовыми работами ученики интерната выступали на конференциях.
— Как проходила твоя подготовка к ЕГЭ?
— Подготовка была очень серьезной, так как школа профильная. У нас было по 12 часов математики и физики в неделю. Приглашали даже специалистов, которые занимались составлением банков ЕГЭ. Я сдавала без репетиторов и получила 240 баллов в сумме за математику, физику и русский.
— Что ты можешь посоветовать выпускникам?
— Тщательнее выбирать специальность и подтягивать необходимые предметы уже с 10-го класса. Сдать ЕГЭ без подготовки — очень сложно. Возможно, для этого нужно какое-то везение или дар, но я готовилась и думаю, что без этого точно бы сдать не смогла. Ещё школьникам следует самостоятельно посещать дни открытых дверей в вузах. Потому что, когда ты приходишь поступать, тебя все пытаются перетянуть на свою сторону, создавая в голове бессмысленную кашу. Ты теряешься и можешь потерять себя.
«Из моей группы человек пять уже пытались уйти»
— Почему ты выбрала специальность «проектирование авиационных и ракетных двигателей»?
— Я знала точно, что моя специальность должна быть непростой. У меня такие амбиции были, что вот, я прошла такой путь, уехала от родителей так рано. Надо было брать что-то буквально вслепую. Мне понравились три специальности: «проектирование авиационных и ракетных двигателей», «информационная безопасность» и «технология транспортных и машинных процессов». И эта специальность показалась мне наиболее интересной. Здесь мне удается раскрыть свою любовь к творчеству благодаря моделированию и работе с чертежами. Я довольна своим выбором. Приходится много учить, но мне нравится.
— Какими навыками ты должна обладать после завершения обучения в вузе?
— Мы конструируем, проектируем, создаем и дорабатываем двигатели для автомобилей. После окончания университета я должна уметь проектировать полноценный работающий двигатель. Мне нужно разбираться во всех процессах, знать, как в целом работает двигатель и какой процесс с чем связан. В противном случае, если при проектировании упустить хоть что-то, двигатель просто не будет работать.
— Много ли девушек на твоей специальности?
— Инженер — это не женская специальность, но девочки у нас очень умные. Мы учимся ничуть не хуже мальчиков. Их, кстати, в группе восемнадцать, а нас, девушек, всего пять.
— С какими трудностями ты столкнулась во время обучения?
— Основная сложность именно в специальности. Она очень техничная, и приходится много чертить и проектировать на компьютере. Чтобы спроектировать полноценный работающий двигатель, нужно учитывать многие аспекты, иначе он просто не заработает. Из моей группы человек пять уже пытались уйти. Они даже были готовы к понижению на курс, но мне кажется, что тут дело не только в сложности. Многим просто лень изучать такие объемы материалов. Лично для меня самым сложным стало не набрать долгов. Не люблю оставлять что-то на потом, лучше сделать всё сразу и отмучиться, но поток информации очень большой. В университете очень много практики, мы наблюдаем за устройством двигателей вблизи, во многих аудиториях стоят прототипы. У меня направление подготовки связано с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В теории я должна уметь проектировать машинные двигатели и уже многое знаю о том, как они устроены. Уже сейчас мне удается отличить разные виды двигателей друг от друга.
— Замечала ли ты к себе особое отношение от преподавателей? Как думаешь, с чем это связано?
— У нас на курсе вообще к девочкам особое отношение. Наверное, благодаря этому мы еще учимся и тянем. Мальчиков у нас прямо гоняют, но им это и интересно в большей степени. Мне помогает еще то, что я староста. Не хочется в это верить, но поблажки есть. У нас есть достойные педагоги, но, к сожалению, очень мало тех, кто может по-настоящему интересно преподнести материал, которых хочется уважать и слушать. Преподаватель — это талант и настоящий дар.
«Хочу работать по специальности, но не знаю где»
— Ты уже проходила практику? Где именно?
— Производственную практику я ещё не проходила из-за коронавируса, но наших студентов берут заводы РКЦ «Прогресс», «Кузнецов» и АВТОВАЗ.
— Кем ты хочешь работать в будущем?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, у меня есть еще два года. Сейчас я на 4-м курсе специалитета, мы учимся 5,5 лет. Я хочу работать по специальности, хотя и не знаю где. Есть иностранные компании, которые разбираются в двигателях. Очень многие наши студенты уезжают за границу. У ребят есть такие возможности, хотя меня перспектива уехать из России пока не привлекает. Обычно выпускники устраиваются на работу конструкторами, проектировщиками. Вообще выбор профессий очень большой. Навык проектирования очень востребован, а переквалифицироваться несложно. В университете ты лишь приобретаешь навык, а дальше пользуешься им как хочешь.
— Чем ты увлекаешься?
— Все мои хобби сосредоточены в вузе и его активностях. Я состою в совете старост Самарского университета и занимаю должность секретаря. Мы — это связь студента и администрации вуза. Совет старост принимает жалобы, связанные с процессом обучения, и старается их как-то решить в пользу студентов. Например, из-за коронавируса сложилась неприятная ситуация с физкультурой у многих студентов, и мы занимались тем, чтобы перевести все спортивные пары в онлайн, чтобы учащиеся могли закрыть предмет без рисков для здоровья. Для меня это в кайф. Я даже работу не пыталась найти, так как совмещать активную вузовскую жизнь с учебой еще получается, но если начну работать, то потеряю контроль над большей частью сфер в своей жизни.
— Расскажи о самом ярком студенческом мероприятии, которое тебе удалось организовать?
— Пожалуй, это студенческая премия Самарского университета. Попала в состав организаторов я очень просто. Объявили о старте отбора, и я сразу подала заявку. Мне пришлось пройти полноценный конкурс без каких-либо поблажек, так как это было другое структурное подразделение вуза, а именно совет обучающихся. Через неделю после того, как меня выбрали, начался сбор анкет от участников. Две недели мы собирали анкеты, потом нашли жюри и вместе с ним обрабатывали заявки. И только через неделю после завершения объявили троих победителей. Для меня, с подачи заявок до завершения конкурса, прошло два месяца, но полноценно работали мы лишь один, так как были перерывы на рассмотрение работ и прочие организационные моменты.
— Кто тебя обеспечивает сейчас?
— Мне помогают финансово родители, они же купили мне квартиру. Кроме того, я получаю повышенную стипендию за хорошую учебу. На нее я удовлетворяю свои женские потребности в новой одежде и хожу в рестораны с друзьями. После переезда из интерната в квартиру проблем с бытом не возникло. Все-таки самостоятельная жизнь с 16 лет меня очень закалила. Да, в интернате были все условия, но по выходным мы, например, готовили самостоятельно, на каждом этаже в жилом корпусе стояли по две кухни. Да и сама я не белоручка, по дому маме всегда помогала.
С родителями мы видимся достаточно часто. До пандемии они навещали меня в Самаре на выходных, раз в 2–3 месяца, иногда мама даже на недельку приезжала, но сейчас есть проблемы с пересечением границ. Сами родители переезжать в Самару не планируют.