Развлечения Самаре представили «Музыку неизвестного происхождения»

Самаре представили «Музыку неизвестного происхождения»

В понедельник в Самарском художественном музее при участии института им. Гете открылась выставка одного из классиков немецкого постмодернизма Зигмара Польке «Музыка неизвестного происхождения».

Справка
Зигмар Польке, один из самых успешных и узнаваемых художников второй половины 20 века, «великий алхимик» немецкого изобразительного искусства, в возрасте 69 лет скончался от рака. Его работы были отмечены престижными наградами в области искусства; ценители искусства покупали и продолжают покупать картины Польке за шестизначные суммы; с момента его крупных выставок в США (1990-92), Амстердаме (1992), Бонне (1997), Берлине (1997) и в музее современного искусства в датском местечке Хумлебек (2001) все, к чему прикасается Зигмар моментально становится узнаваемым и, безусловно, достойным восхищения.

«Эту выставку трудно охватить за один раз, настолько многоплановый художник Зигмар Польке», - рассказывала на открытии «Музыки неизвестного происхождения» директор Художественного музея Галина Рябчук. «Не каждый день в Самаре открываются выставки современных художников, чьи работы продаются за миллионы», - вторил ее зам по развитию Константин Зацепин. Выдержки из рецензий живописали подвиги, совершенные художником в 1960-е – вроде основания направления «капиталистический реализм». Именно тогда Польке и разработал свои методы и приемы, написанные же в 1990-е годы картины, представленные в Художественном музее, во многом повторяют их. В общем, два ключевых слова звучали часто: «классик» и «непростой для восприятия художник». Первое определение, видимо, нужно принять как данность, в справедливости второго — убедиться своими глазами.

Картины Польке, написанные преимущественно гуашью, комбинируют несколько исключающих друг друга в «нормальной» графике техник. На бумагу, покрытую потеками краски (причем очень расчетливо структурированными потеками) художник накладывает рисунки, выполненные в разных манерах. Нарочито грубо нарисованные «рожицы» и «человечки» соединяются с тщательно прорисованными в академической манере фигурами. Наконец, есть и третий тип рисунка — издали эти изображения напоминают увеличенные газетные фотографии, но вблизи оказывается, что все растры этих «фото» нанесены художником вручную. Эти сделанные одними только красками коллажи довольно ярко представляют состояние информационного поля, в котором мы существуем: образы глянцевых девушек соединяются с персонажами газетных хроник, героями современной мифологии и извлеченными из XIX века штампами. Довершают дело длинные названия картин, стилизованные под газетные штампы, советы и лозунги. «Пересоленную еду можно снова сделать съедобной, если положить под ковер газетный лист». «Если хочешь сохранить огурцы свежими, закрась их». В общем, языки искусства, масс-медиа, мифы современного общества соединяются в некое самоценное целое, в котором соотношение красок и линий намного важнее, чем те смыслы, к которым эти линии и краски когда-то отсылали.

Этот метод освобождения от затвердевших смыслов с помощью игры техниками и фактурами, конечно, убедителен, но не нов. «Странно, что художник в 1990-е рисовал, как в 1960-е, когда все эти приемы и были придуманы, - делилась впечатлениями с корреспондентом ВК художник Оксана Стогова. - Но с другой стороны, мне кажется, я хорошо представляю атмосферу, в которой эти картины создавались: много свободного времени, много энергии, много допингов… Не думаю, что стоит искать в этих работах глубокую философию, скорее, здесь важны технические приемы, которые иногда приносят интересные результаты. А вот техникой Польке владеет мастерски – он умеет контролировать потеки краски, накладывает слой на слой, добавляет в гуашь перламутр и другие вещества…»

Этот взгляд на Польке как на изощренного техника, тонко чувствующего свой материал и отлично умеющего работать с цветом, пожалуй, объединил всех посетителей выставки. В остальном мнения разошлись: кто-то выражал восторги и усматривал в этих работах метафизические открытия, кто-то говорил о грамотном позиционировании и умелом зарабатывании денег. Думается, парадоксальное сочетание первого и второго – это и есть «классика постмодернизма».

Экспозиция продлится до 17 июня.

1 из 8
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Почему в правительстве Самарской области появилось столько «варягов»? Объясняет депутат-историк
Михаил Матвеев
депутат Госдумы
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Объявления