Город Марк Левянт, народный артист России, композитор: «Скромнее надо быть, товарищи!»

Марк Левянт, народный артист России, композитор: «Скромнее надо быть, товарищи!»

" src=

Известный самарский музыкант, председатель самарского отделения Союза композиторов России Марк Левянт не так давно стал председателем общественного Совета при ГУВД области. И тем самым взвалил на свои плечи дополнительную нагрузку. Перед своим отъездом в Америку, где у него запланированы гастроли, Марк Григорьевич рассказал 63.ru, зачем нужен совет, о проблемах Союза композиторов и о том, как как он относится к гимнам.

Марк Григорьевич, когда вы начали заниматься музыкой?

– Появилось увлечение, как это зачастую бывает, в детстве. Ведь все то, что в нас есть сегодня, закладывается в семье. И я очень благодарен своим родителям. Мой отец был военным. В военных городках, где жила наша семья, естественно, не было театров и симфонических оркестров. Но была моя мама, которая прекрасно пела, играла на фортепиано и любила музыку. В ее репертуаре были и оперные арии, и песни советских композиторов. А карьера профессиональной певицы у нее не сложилась из-за войны и судьбы жены офицера. Я посещал все ее репетиции с огромным удовольствием. Свою же первую песню написал в 12 лет. И в тот момент понял, что могу сочинять, ведь до этого я только пел. В самом начале моей карьеры композитора мне очень помогал мой старший брат, Зиновий Левянт, человек творчески разноплановый – режиссер, мим. Он стал автором текстов всех моих первых песен.

Вы всегда хотели заниматься только музыкой, альтернативы не было?

Марк Григорьевич Левянт. Заведующий музыкальной частью в Самарском академическом театре драмы. С 1999 года – председатель Самарского союза композиторов. С 2008 года – председатель общественного совета при ГУВД Самарской области. Является Народным артистом России. Указ президента о присвоении звания подписан президентом 1 декабря 2006 года.

– Я очень любил рисовать. Но только не с натуры. Я даже подумывал, не стать ли мне художником-оформителем книг и поступить в полиграфический институт. У меня много рисунков осталось с тех пор. Но все-таки музыка стала доминантой моей жизни. И когда мне исполнилось 17 лет, я поступил на музыкальный факультет педагогического института. Позднее закончил композиторский факультет консерватории в Нижнем Новгороде.

Вы уже более 35 лет работаете в самарском драматическом театре...

– Первые свои песни я записал в студии, которая в 70-е годы располагалась в здании радиокомитета. И была на тот момент, пожалуй, единственной профессиональной студией в городе. И так получилось, что мои песни попали на всесоюзное радио. Их случайно услышал режиссер Анатолий Головин, который тогда в самарском театре драмы ставил пьесу Рощина «Валентин и Валентина». Ему понравилась моя песня «Любимая», он отыскал меня и попросил сделать вокализ на тему моей песни. Музыка всем очень понравилась. Позже меня пригласили написать еще музыку к пьесе Алексея Арбузова «В этом милом старом доме». Все это было в то время, когда я учился на четвертом курсе института. Мне тогда было 20 лет. А потом Петр Монастырский пригласил меня в театр на должность музыкального руководителя.

Расскажете подробнее о вашем сотрудничестве с Петром Львовичем?

– Я ему бесконечно благодарен. В частности, он научил меня понимать театр, значение и место музыки в театральной постановке. Это выдающийся режиссер и очень талантливый человек. Я попал в Куйбышевский драматический театр как раз во времена его расцвета, в его «золотой век». Вместе с Петром Монастырским я делал все самые известные постановки, многие из которых были удостоены государственных премий. Это «Золотая карета», получившая Госпремию РСФСР; «Чайка» и «Ревизор» удостоены Госпремии СССР. Работа в театре для меня была очень хорошей школой как для композитора, так как приходилось писать самую разную музыку. Всего я написал музыку к более чем 100 спектаклям. Навряд ли можно найти еще такой удачный многолетний тандем режиссера и композитора. И я благодарен Петру Львовичу за то, что его любовь к музыке проявлялась в желании ставить именно музыкальные спектакли, которые так любят зрители. Музыке в спектакле он придавал первостепенное значение.

Однако вас многие знают и как композитора-песенника...

– У меня написано много самой разной музыки. Но жанр песни очень демократичен и доступен для большинства. Ведь многие песни стали популярны после того, как прозвучали в спектаклях. Но я еще до консерватории занимался с одним из старейших самарских композиторов Леонидом Друговым, который брал уроки у самого Дмитрия Шостаковича. Именно он помог мне переключиться на сочинение академической музыки. Позднее в консерватории я писал и симфоническую музыку, и струнные квартеты, и романсы, и фортепианную, и хоровую музыку. Просто не все еще исполнено в Самаре. Но любовь моя к песне связана с тем, что я люблю сам петь их, часто выступаю в роли композитора и исполнителя.

А как вы относитесь к гимнам? Сейчас любое мало-мальски уважающее себя предприятие хочет иметь свой гимн...

– Отрицательно. Не в плане музыкального жанра, одного из старейших, а в плане его применения сегодня. Действительно, в последние годы у нас самая настоящая «эпидемия» гимнов. Их нет, наверное, разве что только у ресторанов, хотя сейчас, возможно, даже и у них есть. Это явный перебор. Все хотят себя как-то увековечить и возвеличить – столько значимости и любви к самим себе! Но ведь нужно помнить, что гимн – это не только торжественно и красиво. А еще и ответственно. Почему бы просто не взять и придумать какую-нибудь хорошую песню, которая могла бы стать символом предприятия или профессии? Иметь что-то свое – это, конечно же, очень хорошо. Но я не думаю, что нужно идти путем сочинения помпезных гимнов. Скромнее надо быть, товарищи!

Но сами вы писали гимны?

– Да. Например, когда был объявлен конкурс на сочинение гимна Самарской области. Не потому что я очень этого хотел, а потому что как профессиональный композитор должен был откликнуться на столь значимое для губернии событие. Но я не пошел по пути подражания гимну Советского Союза или торжественной песни Глинки, которая некоторое время в начале 90-х была гимном России. Я считаю, что наш край, где есть Волга, Жигулевские горы, простор, дает возможность для мелодичной, песенной, торжественной музыки. Но в итоге все мои идеи не были приняты чиновниками. И самое неприятное было то, что все было сделано впопыхах. На сочинение гимна давалось всего полтора месяца, а обсуждалось и принималось решение в течение двух лет! Поэтому создалось такое ощущение, что объявление конкурса на написание музыкального символа губернии стало простой формальностью. Авторами принятого гимна являются Леонид Вахмянин и Олег Бычков.

Марк Григорьевич, а какие у вас любимые музыкальные произведения?

– «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Но большой интерес у меня вызывает академическая музыка. Я большой поклонник Шостаковича, Канчели, Шнитке. И вообще мне интересно то, как мыслят современные композиторы и как выражают это через свое творчество. Еще мой профессиональный интерес связан мюзиклами. Я видел много постановок на Бродвее. И, конечно же, восхищен творчеством Эндрю Уэббера.

Во время работы в драматическом театре вы написали сотни произведений. Но всегда ли ваши песни нравились актерам, которые их исполняли?

– Я думаю, в основном нравились. Многие из них раскрыли свой актерский талант именно в музыкальных спектаклях, и песни прибавляли им популярности. Бывают конечно, и такие случаи, когда актер не очень хорошо поет или ему неудобно брать определенную ноту. Но в театре это не так важно. Есть много приемов обойти эти моменты, главное – быть хорошим актером и уметь исполнить песню.

А идеи для ваших произведений вам кто-нибудь подавал?

– Ничто не проходит мимо нас. Меня вдохновляет и увиденный фильм, и услышанная мелодия. Общение с человеком тоже может стать служить толчком к написанию произведения. Все напрямую связано с внутренними переживаниями и эмоциями. Поэтому вдохновить может многое.

А как вы относитесь к такому направлению в музыке, как рок?

– У каждой музыки есть свой слушатель. Я уважаю вкусы разных людей. Хорошо, когда человек просто любит музыку. Ведь вкус вырабатывается годами. Наш Союз композиторов ежегодно проводит фестиваль «Музыкальные автографы». И программа выстраивается так, чтобы могли выступить авторы и композиторы любого направления.

С 1999 года вы являетесь председателем самарского отделения Союза композиторов России...

– Самое печальное то, что я не чувствую заботы со стороны городских властей о нашем Союзе. Нет заинтересованности в том, чтобы музыканты и композиторы города имели свое место для встреч и общения. С моей стороны было много предложений о создании целого музыкального центра, дома музыки, где бы могли работать и музыкальные секции. Куда бы могли приходить авторы, и где можно было бы давать концерты. Нашей организации 67 лет, это одна из старейших творческих организаций страны, создана Дмитрием Шостаковичем. На следующий год мы собираемся проводить фестиваль «Панорама музыки России “Большая Волга”», приедут композиторы со всей страны. А у нас нет даже своего здания для того, чтобы принять гостей фестиваля. Это же просто стыдно! На сегодняшний день Союз композиторов располагается у меня на квартире...

А сколько композиторов входит в Союз?

– Около 20. И я вам должен сказать, что это на самом деле много, если учесть, что мы принимаем только профессионалов.

Вы уже несколько месяцев являетесь председателем общественного совета при ГУВД. Как получилось, что вы на себя взяли дополнительные обязательства?

– Я привык быть в рабочем тонусе. А с ГУВД у нас всегда были хорошие отношения по театральной линии. Я сам человек далеко не равнодушный, замечающий все недостатки. И никогда не отказываюсь помочь, если это в моих силах. И когда меня попросили возглавить совет – я согласился. У общественного совета много задач, и одним из направлений является работа с личным составом сотрудников ГУВД. Мы планируем проводить встречи с интересными людьми, поэтами, музыкантами, выдающимися деятелями науки и искусства. Это нужно прежде всего для того, чтобы образ милиционера в глазах людей менялся в лучшую сторону. Я думаю, что многие согласятся со мной. Работы, конечно много. Но это меня не пугает. А наоборот, в какой-то степени мобилизует.

Марк Григорьевич, как вы любите отдыхать?

– Я очень люблю спокойный отдых. Иногда хочется уехать за границу, подальше от суеты, чтобы меня никто не беспокоил. Очень люблю путешествовать по Волге на теплоходе. И если получается, всегда рад такой возможности.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Объявления