Несколько студентов пятого курса Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) направили петицию в министерство образования и науки Самарской области. Будущие специалисты считают, что смена статуса вуза, произошедшая в начале 2009 года, нарушает их права: они получат дипломы об окончании не университета, а академии – статус такого документа ниже. При этом интересы студентов частично разошлись с интересами руководства вуза и преподавательского состава. Впрочем, в областном министерстве считают, что петиция направлена не по адресу – образовательное учреждение находится в подчинении у федерального ведомства.
26 февраля 2009 года Самарский государственный педагогический университет (СГПУ) был официально переименован в Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию (ПГСГА). Такое решение было принято по итогам аккредитации, проведенной комиссией Министерства образования России. Чиновники посчитали, что СГПУ не соответствует статусу университета.
Справка:
Вуз меняет название и статус не первый раз. В период с 1911 года (год основания) по настоящее время это учреждение называлось Учительским институтом, Средне-волжским педагогическим институтом, Педагогическим институтом имени Валериана Куйбышева. До последнего времени он назывался Самарским государственным педагогическим университетом.По словам студентов, им, успевшим поступить в вуз до последней аккредитации, сообщили, что они получат университетские дипломы, котирующиеся выше, чем документы об академическом образовании. Однако позже выяснилось, что это не так. Получается, «мученики науки» поступали в один вуз – СГПУ, а диплом им выдаст уже другой – ПГСГА.
Несколько студентов пятого курса отделения биологии не согласились с таким положением вещей. Они направили обращение в правительство Самарской области. «Да, мы подали петицию в министерство образования, но пока письменного ответа не получили. Нам посоветовали подать заявление в суд, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Скорее всего, мы так и сделаем», – сообщил один из этих студентов Сергей Горлов.
Однако если обучающаяся в вузе молодежь восприняла такое «понижение в звании» негативно, то руководство и преподаватели смотрят на это несколько иначе. «У многих студентов сложилось неправильное мнение, что статус академии – это плохо. На самом деле это не так. Прежде всего, теперь наш вуз стал региональным, а не областным. К тому же у педагогического университета не было права на открытие непедагогических специальностей, а после переименования мы такое право получили. Теперь мы можем открывать новые специальности, которые в дальнейшем, при следующей аттестации, возможно, позволят вернуть статус университета. Плюсов еще очень много, и последующие выпуски, надеюсь, их оценят», – полагает заведующий кафедрой общей биологии ПГСГА Александр Семенов.
Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят Государственной думой 19 июля 1996 года, одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года)
Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
2. Университет – высшее учебное заведение, которое:
• реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
• является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
3. Академия – высшее учебное заведение, которое:
• реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
• является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
4. Институт – высшее учебное заведение, которое:
• реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
• ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
Раньше в названии университета присутствовало слово «Самарский», но теперь академия относится ко всему Поволжскому региону. Это позволит вузу получить большее финансирование. Кроме того, открытие новых специальностей поможет привлечь негосударственные средства. Но для студентов, которые внезапно не по собственной воле «перевелись» в другой вуз, это слабое утешение. И «мученики науки» полны решимости вернуть то, что принадлежит им, как они сами считают, по праву. «Мы занимаемся научной деятельностью, неужели она не нужна нашим чиновникам? В стране объявлен Год молодежи, так почему минобрнауки не может пойти навстречу молодежи? Думаю, что мы заслужили по праву университетский диплом. И мы сделаем все, чтобы отстоять наши права», – заявил один из студентов, пожелавший сохранить анонимность.
Впрочем, как сообщил 63.ru источник в областном министерстве образования и науки, петиция студентов направлена не по адресу. «Образовательное учреждение находится в подчинении федерального министерства. Соответственно, петицию следует подавать туда», – сообщил источник. Не исключено, что письменный ответ из областного министерства будет содержать именно такую формулировку.
Как считает заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Сергей Андреев, скорее всего, студенты, поступившие в вуз до последней аккредитации, все-таки получат дипломы академии, а не университета. «Конечно, желательно, чтобы молодые люди получили диплом того высшего учебного заведения, в которое они поступили первоначально. И в этом плане руководство академии должно пойти навстречу своим слушателям, использовать все возможности для этого. Но с юридической стороны никаких ошибок нет, доказать неправомерность действий руководства академии даже через суд довольно сложно», – отметил депутат.
Комментарий начальника отдела развития, инвестиций и маркетинга ПГСГА Михаила Вершинина:
– Можете озвучить, какие факторы были определяющими для комиссии министерства образования, когда она приняла решение о смене статуса вуза?
– Специализированные комиссии Рособрнадзора, проводящие аккредитации вузов, руководствуются определенными правилами, включающими такие параметры, как количество направлений подготовки, профессорско-преподавательский состав, материальная база и т. д. Аккредитационная комиссия, работавшая осенью 2008 года в нашем вузе, отметила высокие показатели практически по всем параметрам, кроме того, который касается количества направлений специальностей, по которым вуз готовит специалистов. Те вузы, которые готовят специалистов по семи группам специальностей (пусть даже по одной специальности из каждой группы) при соблюдении прочих условий, могут иметь вид университета. На момент проведения аккредитации в СГПУ готовили специалистов по 30 специальностям, которые группировались в четыре группы. Поэтому комиссия признала, что при 98% соблюдения всех параметров университета, по меркам закона об образовании, СГПУ имеет вид академии.
– Действительно ли и каким образом изменится форма диплома после того, как Самарский государственный педуниверситет сменил статус и стал Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (ПГСГА)?
– В данном случае мы имеем дело с распространенным заблуждением, что такое статус вуза. Согласно закону о высшем и послевузовском образовании, статус нашего вуза состоит из: его вида – «академия», его организационно-правовой формы – «ГОУ ВПО», наличия государственной аккредитации и названия – ПГСГА. Наши выпускники по-прежнему будут учиться в старейшем государственном вузе Самары и получать государственные дипломы о высшем образовании без изменений в учебном процессе.
– Поступали ли в ректорат обращения или какие-либо заявления от студентов, которые поступили еще в университет, а получат диплом об окончании академии?
– Никаких официальных обращений от студентов в ректорат не поступало. Мы понимаем, что любые изменения вызывают беспокойство. Особенно учитывая то, что СГПУ – один из первых государственных вузов педагогической направленности, прошедший аккредитацию после того, как был утвержден перечень параметров для аккредитации. Но это изменение никак не повлияет на качество образования, финансирование вуза, студенческую жизнь. Мы по-прежнему будем готовить специалистов педагогического и социально-гуманитарного направления, которые, получая классическое базовое образование, могут работать в различных отраслях и сферах деятельности – от преподавательской до управленческой.
– Среди студентов бытует утверждение, что академическое образование по статусу ниже, чем университетское. Так ли это на самом деле? Какие преимущества сейчас получит вуз после получения нового статуса?
– Здесь мы сталкиваемся с новым понятием – статус образования. Закон об образовании говорит лишь о статусе вуза, состав которого уже описывался выше. Меняется ли качество преподавания, основанное на почти столетних традициях мощной научной школы от изменения его названия? Вопрос риторический. Скорее статус образования, которое дает вуз, определяет уровень знаний его выпускников и, например, официальные рейтинги, оценивающие место вуза среди однопрофильных вузов в образовательном пространстве региона, России и, наконец, в мировом масштабе. Один из самых значимых официальных рейтингов в области образования составляется Федеральным агентством по образованию. Набор показателей этого рейтинга отражает важнейшие стороны деятельности вуза: кадровый потенциал (качественный состав преподавателей, осуществляющих образовательный процесс), научные достижения вуза, материально-техническая база, возможность получения непрерывного образования (в том числе наличие аспирантуры и докторантуры); инновационная деятельность, социально-бытовые условия ведения образовательного процесса; востребованность выпускников на рынке труда, качество подготовки специалистов.
Заметим, что наш вуз в течение длительного времени занимает лидирующие позиции в ежегодном рейтинге, проводимом Федеральным агентством по образованию. Согласно последнему мониторингу, обнародованному ФАО, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия занимает второе место среди педагогических вузов Приволжского федерального округа. При этом надо отметить, что среди 74 педагогических и лингвистических вузов Российской Федерации наш вуз занимает 12 место, опережая известные государственные педагогические вузы Оренбурга, Пензы, Казани, Перми, Ульяновска и так далее.
Фото: Фото с сайта Iiteach.ru