Правоохранительные органы призвали граждан активнее сообщать о фактах продажи контрафактной продукции. Год от года доля поддельных товаров на самарских рынках: дисков, одежды, автозапчастей увеличивается и силовики надеются на помощь жителей Самары и области в решении этой наболевшей проблемы. Впрочем, по мнению экспертов, граждане вряд ли с удовольствием откликнутся на призыв сотрудников полиции.
Несмотря на обилие фирменных магазинов и бутиков, продающих в областной столице товары под известными брендами, подделки по-прежнему пользуются у самарцев огромной популярностью. Только за первые четыре месяца сотрудники полиции из незаконного оборота изъяли 1 672 единицы контрафактной продукции на общую сумму 223,8 тысячи рублей, в том числе 1 581 единицу аудиовизуальной продукции на сумму 171,6 тысячи рублей, 30 единиц автозапчастей на сумму 6,4 тысячи рублей и 59 единиц спортивного товара на сумму 45,5 тысячи рублей.
По оценкам экспертов, наиболее распространенной контрафактной продукцией остаются диски с аудио- и видеозаписями, а также спортивная одежда известных брендов, таких как «Adidas», «Reebok» и продукция с олимпийской символикой «Сочи-2014». Как правило, такие товары реализуются на вещевых рынках областной столицы. Однако в этом году оперативники выявили, что часто подделки продают и в магазинах нашего города. Так, например, в крупном торговом центре под брендом «Московская ярмарка» реализовывали товар с бывшего «Черкизовского рынка».
Чем опасны такие товары? Понятно, что страдает имидж торговой марки. Однако в первую очередь в дураках остается покупатель, который вместо качественного товара получает рыночный ширпотреб. Однако для того, чтобы решить эту проблему усилий одних лишь сотрудников полиции недостаточно. Проводя плановые рейды, можно выявить партии контрафактной продукции, однако, как отметили в ГУВД по Самарской области, чтобы предприниматели боялись продавать некачественный товар, самим правообладателям нужно быть более внимательными.
«Для успешной борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности усилий только государственных органов недостаточно, – рассказали 63.ru в пресс-службе ГУВД по Самарской области. – Нужна более активная позиция и самих правообладателей – именно они должны проводить мониторинг рынка, отслеживать движение своего товара, незамедлительно реагировать на сигналы органов внутренних дел. К сожалению, имеются случаи, когда правообладатели не реагируют на запросы ОВД или сначала подают заявление в милицию с просьбой привлечь к ответственности нарушителя, а после общения с нарушителем такое заявление отзывается».
Вместе с тем, доля контрафакта в общем объеме реализованного товара увеличивается год от года. Чаще всего мошенники реализуют товар под марками производителей комплектующих для автомобилей, а также с использованием всемирно известных брендов, таких как «HUGO BOSS», «UGG», «HUSQVARNA». Кроме того, участились случаи выявления незаконной продажи продукции с нанесенной символикой олимпиады «СОЧИ-2014».Так, например, в прошлом году сотрудники милиции задержали в Татарстане предпринимателей из Самарской области, которые реализовывали товары с олимпийской символикой, не имея на это разрешения. Нарушителями оказались отец и сын, которые в деревне Поисево Актанышского района торговали детскими игрушками, майками, носками и кепками с олимпийской символикой.
В ГУВД отмечают, что огромное значение имеет двухстороннее взаимодействие с гражданами – потребителями реализуемой продукции. Однако возможно ли такое, что люди станут активнее сообщать о том, что на каком-то из самарских рынков торгуют некачественной одеждой под известными брендами? В прошлом месяце компания «Авента-Инфо», специализирующаяся в области интеллектуального права, провела исследование с целью изучения рейтинга подделок, наиболее востребованных среди пользователей Рунета. Анализировались поисковые запросы, связанные с покупкой контрафактной продукции (к примеру, «куплю подделку часов», «купить подделку Vertu» и прочее). Оказалось, что люди не против приобрести подделку изделия марки класса «люкс».Чаще всего граждане интересуются покупкой поддельных швейцарских часов, брендовых сумок и мобильных телефонов. В этом вопросе покупатели надеются на «авось» – иногда подделка бывает очень качественной, а иногда выходит из строя или принимает непотребный вид уже через неделю.
По мнению психолога, декан психологического факультета СамГУ Константина Лисецкого, ответ на вопрос «Почему люди идут на это?» имеет несколько аспектов. Помимо того, что подделка доступна по цене небогатым слоям населения, большую роль играет низкий уровень культуры у людей. «Они читают глянцевые журналы и стремятся хоть как-то приобщиться к недоступной для них культуре, – поясняет психолог. – Это все идет от того, что очень мало существует программ и журналов именно для этого слоя населения. Но все-таки определяющим критерием выбора некачественной одежды является ее низкая цена: для молодежи это возможность как-то выделиться, а для более взрослого – просто сэкономить».
При этом психолог отметил, что люди никогда не будут сообщать в правоохранительные органы о фактах продажи подделок, если ими не движет их личный корыстный мотив. «Люди не верят правоохранительным органам, – считает психолог. – Если бы был какой-то громкий прецедент, если бы органы внутренних дел возбудили бы уголовные дела в отношении продавцов и изготовителей подделок, тогда бы, может, граждане и поменяли бы свое отношение. Но сейчас они полагают, что сообщение о таких правонарушениях бесполезны».