Госуслуги без давки и в удобное даже для работающих людей время — для самарцев это теперь не фантастика, а реальность. В нашем городе открылся многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Пока он работает в тестовом режиме.
Первая помощь
Центр открылся 15 июня, и пока далеко не все горожане знают о его существовании. Но уже сегодня тут можно встретить первых посетителей. И их не так мало. По словам начальника отдела приема и выдачи документов Руслана Азаматова, в день поступает около 550 обращений. Такое число не всегда бывает и в тех центрах, которые работают уже давно. Планируется, что после окончания «испытательного срока» будет обрабатываться до тысячи заявлений в день.
«Мы выбирали те услуги, которые наиболее востребованы населением и в то же время проблемны — из-за очередей, которые приходится занимать еще с ночи, большого количества необходимых бумаг и подобных вещей, - рассказал директор самарского МФЦ Александр Иванов. - Следующий этап — еще более популярные, но более сложные в техническом исполнении и в организационном плане услуги. На их внедрение уйдет больше времени. Ведь сотрудничество с нами — дело исключительно добровольное, и не все госструктуры легко идут навстречу».
Пока самыми популярными остаются регистрация прав собственности на недвижимость, а также услуги, которые оказывают предпринимателям. Уже в сентябре центр порадует посетителей 19 новыми предложениями. А к Новому году их должно быть уже около 120.
Опередили график
Заявители о технических проблемах и сложностях переговоров с некоторыми контрагентами даже не подозревают. С точки зрения потребителя, процедура получения услуги в МФЦ упрощается до предела — во-первых, центр работает в режиме «единого окна», и чтобы собрать пакет документов и написать заявление, больше не надо тратить массу времени на то, чтобы объехать все нужные конторы. Во-вторых, сама атмосфера здесь существенно отличается от прочих «присутственных мест»: 35 (вместо запланированных 22) окон, грамотные и вежливые операционистки, электронная очередь, которая за счет новых терминалов исключает любые попытки спекуляции заветными талончиками, а о списке бумаг, необходимых для предоставления какой-либо услуги, можно узнать, предварительно позвонив в центр.
Затем нужно всего лишь прийти, зарегистрироваться в терминале, получить талон и ждать, когда вас вызовут в нужное окно. Хотя «ждать» - обозначение весьма условное. Можно уехать и заниматься своими делами, а о продвижении очереди узнавать по специальному телефону.
Из МФЦ пакет документов попадает в орган исполнительной власти или организацию. Время предоставления услуг такое же, как и напрямую. Единственное исключение — выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Только в МФЦ ее можно получить за один день. Такой оперативности пока нет нигде. Посетитель Алексей Семенов пришел как раз за выпиской. Рассказывает, что ему посоветовали обратиться именно сюда. Ожидания оправдались — очереди нет, справку выдадут в этот же день.
Опасения по поводу того, что новшество окажется неудобным для пожилых людей, которые не привыкли к современным технологиям, Александр Иванов тут же развеял: на парковке и в здании предусмотрены все приспособления для инвалидов. Прямо при входе пенсионеров встречают консультанты, которые помогут пройти все процедуры. Кроме того, время работы рассчитано так, что окажется удобным и для работающих граждан, а значит, их смогут сопровождать родственники.
Сетевой принцип
Трудно в это поверить, но центр был запущен всего за три месяца. Самым сложным пунктом, признается Александр Иванов, стал подбор сотрудников. Нужны были люди с юридическим образованием и опытом работы в тех структурах, которые представлены в центре. Весь персонал проходил полуторамесячное обучение. В том числе по смежным специальностям — теперь каждый консультант в определенной степени универсален и может подсказать, куда лучше обратиться по интересующему вопросу и какие документы еще нужно получить.
Причем обучение продолжается: руководители отделов и ведущие специалисты посещают лучшие российские МФЦ — перенимают опыт. Это, как они признаются, значительно ускоряет процесс развития — на своих ошибках учиться не приходится, можно сразу использовать самые лучшие решения. В каждом городе своя направленность: где-то наиболее популярны социальные услуги, где-то сделки с недвижимостью. И можно выбрать нужное в каждой сфере.
Поэтому всего через полтора месяца работы руководство уже строит амбициозные планы. Развиваться предполагается не только вглубь — предоставляя все более сложные услуги в уже освоенных областях, но и вширь — вскоре здесь откроется офис нотариуса, уже начал свою работу филиал «Почты России», где можно оплатить пошлины и другие платежи. С ростом числа посетителей будет увеличиваться количество окон.
В этом году горожан порадуют двумя филиалами МФЦ — в Кировском и Промышленном районах. В следующем откроются четыре. И через год — еще четыре. Свой центр появится в каждом районе. Но это, объясняет руководитель, не означает автоматическую привязку по месту прописки. Любой житель города по-прежнему сможет получить услугу в любом МФЦ.
Такие планы вполне реальны, считает руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Станислав Казарин. Опыт Тольятти, где МФЦ был открыт еще в прошлом году, показывает, что эта идея очень востребована. Каждые два-три месяца там удваивается число обращений. И хотя услуг пока оказывают даже меньше, чем в Самаре, у них есть и свои плюсы — так, жители нескольких районов города теперь могут получить через МФЦ паспорт.
По словам Казарина, субсидии от облправительства сейчас выделяются всем муниципалитетам. В районах ведется ремонт помещений, подбирается и обучается персонал, разрабатывается регламент, отлаживается техническая сеть. И уже к 1 октября МФЦ должен появиться в каждом их них.
Станислав Казарин, руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области:
- Конечно, запуск МФЦ — сложный процесс. И в организационном плане, и с точки зрения технической составляющей. Но для нас сейчас важно запустить центры в каждом районе, пусть даже они пока будут работать в тестовом режиме. Жители области могут получить около 1300 видов услуг, и я не вижу смысла ждать, пока цепочка будет налажена по каждой из них, это займет десятки лет. Достаточно начать хотя бы с 10-12 услуг.
Александр Иванов, директор самарского МФЦ:
- Сейчас нет единого регламента по всей стране, который бы определял, какие услуги должны оказывать МФЦ. Каждый регион определяет свой набор. Нам, конечно, хочется сделать наш центр максимально полезным, поэтомы мы ведем петреговоры с самыми востребованными госструктурами — например, надеемся, что нам удастся договориться с УФМС, и самарцы смогут получать у нас паспорта.
Вера Кушнарева, посетительница МФЦ:
- Если бы не было МФЦ, нам бы пришлось за справкой идти в регпалату. Сами представляете, сколько это нервов, времени и сил. Если честно, ожидали, что здесь будет ненамного лучше. Но были очень удивлены — никакой толпы, электронная очередь, все делается очень быстро, много окон, вежливый персонал. Рада, что он так вовремя открылся и мы смогли получить документы здесь.
Aвтор: Дарья Тулейкина