Вчера экстренная комиссия, расследующая случаи провалов на дорогах Самары, подвела первые итоги работы.
Напомним, по распоряжению Главы Самары 25 августа в городской Администрации создана специальная комиссия по расследованию фактов обрушения дорожного покрытия. В ее состав вошли специалисты и представители профильных ведомств и департаментов городской Администрации, муниципальных предприятий, специалисты в области дорожного строительства, тепловики, инженеры, геологи.
Выводы, которые прозвучали на заседании комиссии, совпадают с оценками и прогнозами экспертов. Основной причиной обрушений дорог стало вымывание грунта из-за прорывов водопроводных и тепловых сетей. Износ сетей составляет порядка 80%. Почти все они не обновлялись более 40 лет, некоторые магистрали используются с 1937 года. При этом, средний срок эксплуатации труб составляет 25 лет. Для восстановления тепло- и водосетей требуются значительные средства и комплексная скоординированная работа, муниципалитета и частных компаний, в ведении которых находится инженерная инфраструктура.
Накануне на заседании экстренной комиссии проблема прорывов и аварий, произошедших в Самаре в минувшие недели, была озвучена со стороны представителей разных сторон.
Так,заместитель директора МП «ГАТИ» по благоустройству» Геннадий Березовский считает, что для разрешения проблемы необходимо обратить внимание на три основных момента: это решение вопроса с критическим износом сетей, пересмотр технологии аварийных вскрытий, с использованием более плотного грунта, и четкое выполнение инструкций при проведении ремонтно-аварийных работ.
Анализ статистики обрушений показал, что их показатель не меняется – за последние 5 лет ежегодно происходит около 300 таких случаев. И Самара здесь не уникальна – за последние полгода провалы проезжей части дорог случались в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Перми, Челябинске, Вологде, Екатеринбурге. Существенная часть аварий в городе происходит при опрессовке. Как отметил представитель «ВоТГК» - директор территориального управления теплоснабжения в г. Самаре Андрей Матюшкин из 206 км городских теплосетей, 80 км прослужили «свои» 25 лет. И гидравлические испытания, которые проводятся два раза в год, на сегодняшний день, единственная реальная технология, позволяющая определить «слабые звенья» теплосистемы, чтобы избежать серьезных аварий в зимний период:
- Сегодня есть методы, которые позволяют избежать опрессовки, и, соответственно, аварий, - это прокладка труб так называемой высокой заводской готовности, в изоляцию которых встроены датчики, фиксирующие дефекты с точностью 1-2 метров.
Ежегодно «ВоТГК» производится замена 1,8-2,5% теплосетей. В то же время, как подчеркнул, заместитель Руководителя Департамента ЖКХ Денис Абарин, для того, чтобы поддерживать технологическое равновесие необходимо менять около 5% труб в год. А для этого нужно привлекать дополнительные источники средств.
По данным «ГАТИ», большой объем вскрытий дорог приходятся на МП «Самараводоканал». Как пояснил главный инженер предприятия Анатолий Кирсанов, это связано с большим износом:
- За последние два года в «Самараводоканал» было передано большое количество бесхозных и «хозных» водопроводных и канализационных сетей, с износом практически сто процентов. – Отметил Анатолий Кирсанов.
Еще один важный фактор, «участвующий» в образовании провалов на дорогах, озвучил заслуженный строитель России Ваган Каркарян:
- Самара, особенно прибрежная зона, стоит на карстовых породах. Тот же проспект Ленина, который раньше назывался Заовражьем, строился на, так называемой, «засыпанной» территории, то есть, находится в зоне рискованного строительства. Карстовые породы опасны именно при активизации водой, большое количество воды ведет к просадке почвы.
По данным представителя «Самаранедра», геолога Алексея Карева, в Самаре есть и другие территории с карстовыми породами. И как только возникает порыв сетей, на таких участках грунт легко вымывается и асфальт проседает. Поэтому здесь особенно важно соблюдать инженерные технологии при строительстве жилья и реконструкции сетей.
Озвучивая предварительные итоги работы комиссии Александр Ефремов, подчеркнул, что на сегодняшний день, проведена предварительная диагностика сетей в городе. Коммунальные службы оперативно ликвидируют провалы, и ремонтируют наиболее проблемные участки сетей. Однако для того, чтобы подойти к проблеме комплексно, необходимо привлечение серьезных средств.
– После того, как комиссия завершит свою работу, будет выработан план восстановительных мероприятий, с привлечением финансов из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников. Параллельно муниципалитет ищет кардинальное решение проблемы ветхости коммуникаций. – Резюмировал председатель комиссии по расследованию фактов обрушения дорожного покрытия.
Пресс-центр Администрации городского округа Самара