В это трудно поверить, но раскрывать самые страшные преступления российским следователям уже полтора года помогают экстрасенсы и специалисты по активации памяти. Три участника телешоу «Битва экстрасенсов» привлекаются к расследованию 1-2 уголовных дел в неделю. Чтобы научить непонятным, но весьма действенным методам работы, в Самару прибыл старший инспектор главного управления криминалистики СК РФ Сергей Зерин.
Вспомнить все
Многое из того, что говорил на семинарах Сергей Зерин, казалось чем-то скорее из области фантастики. Но необычные методы работы должны начать применять в реальной жизни сотрудники самарского управления Следственного комитета уже со следующей недели. Научиться за несколько дней пребывания Зерина в Самаре им придется многому: например, работе с экстрасенсами, а также методу когнитивного интервью.
«Методика когнитивного интервью была разработана в Америке и сейчас взята на вооружение в России, - объяснил в перерывах между семинарами Сергей Зерин. - Она используется для активизации памяти свидетелей, потерпевших и подозреваемых и основана на погружении человека в событие, о котором он должен вспомнить. Для этого важен порядок вопросов, некоторые другие факторы. Методика помогает, к примеру, когда свидетель не может вспомнить важные для следствия события. При этом мы работаем с памятью, но не настолько глубокими ее слоями, как при гипнозе».
Зерин подчеркивает: когнитивное интервью менее эффектно, чем гипноз, но не менее эффективно. Как пример он вспоминает случай в одном из регионов: девочка лет семи была изнасилована неизвестным мужчиной. Четыре года его не могли найти. А потом с девочкой провели когнитивное интервью. Ее как бы вернули в памяти на четыре года назад, на момент, когда мужчина вел ее за руку. «Девочка сообщила, что от мужчины плохо пахнет, - вспоминает Зерин. - Плохой запах она объяснила курением. Ее спросили: «С чего ты взяла, что он курил?» Она ответила: «Так он бросил окурок». Малышка даже вспомнила, где был брошен окурок. Если бы такое интервью провели сразу после преступления - окурок был бы найден, и с его помощью следователи получили бы ДНК преступника».
В другом случае свидетель смог сообщить следствию номер машины, на которой с места преступления скрылись подозреваемые. «В ходе когнитивного интервью свидетель, который видел машину, увозившую преступников с места ЧП, не мог вспомнить ее номер, и был погружен в особое состоянии памяти, - говорит Зерин. - В этом состоянии он вспомнил, что в брюки он положил клочок бумаги, на котором и записал номер машины».
«Когнитивное интервью — научно обоснованный метод, который используют криминалисты, - отмечают представители Следственного комитета. - Он основан на возможностях памяти человека восстанавливать забытую информацию».
За помощью — к экстрасенсам
В последнее время следователи прибегают и к помощи людей, обладающих экстрасенсорными способностями. И по словам Зерина, возможно, лет через 300-400 эта практика станет нормой. Сам он уже полтора года сотрудничает с экстрасенсами, в том числе с участниками теле-шоу «Битва экстрасенсов» Светланой Проскуряковой и двумя мужчинами, которые просили не раскрывать их имена.
«С их стороны это сотрудничество бесплатное — им самим интересно сверить свои ощущения с данными экспертиз и медицинских заключений, - отмечает криминалист. - Узнают же правду они во многих случаях. Например, как-то в одном из регионов экстрасенс нашел закопанное десять лет назад в поле тело. Сначала водил рукой по карте и говорил, что на одном из фрагментов карты чувствует тепло. Мы выехали в это место. Там оказалось поле. Экстрасенс говорил: «Я вижу, где закопано тело, но как бы с высоты». Тогда мы попросили у главы местного поселения самолет. На нем экстрасенс поднялся над полем и уже указал на конкретное место. Труп в этом месте действительно нашли».
Самарские следователи признаются: они тоже пытались сотрудничать с людьми, имеющими необычный дар. Просили оказать помощь в расследовании нескольких уголовных дел, но ожидаемого результата не получили. «Как-то мы обратились к экстрасенсу, и он тоже указал конкретное место, где спрятан труп, - рассказали местные криминалисты в перерывах между семинарами. - Дело было зимой. Три дня мы лазили по сугробам высотой в человеческий рост, обследовали огромную территорию, но ни в эти дни, ни позже трупа в этом месте не нашли».
Да и сам Сергей Зерин признается: он не раз сталкивался с борцами с лженаукой, которые утверждали, что экстросенсорика ничем не подтверждает своего существования, поэтому и говорить об использовании экстрасенсов в расследованиях нет смысла. К тому же, экстрасенсы допускают ошибки. «Но все могут ошибаться, - отмечает Сергей Зерин. - Ошибки случаются и при прогнозе погоды, и при занятии наукой».
«Мы используем все возможности, способствующие раскрытию преступления, - отмечает руководитель отдела криминалистики СУ СКР по Самарской области Мгер Барсегян. - К тому же, это попытка исследовать на научной основе способности экстрасенсов».
Николай Турбовец, заместитель начальника ГУ МВД России по Самарской области – начальник полиции:
- За тридцать лет моей практики я не могу вспомнить ни одного случая, чтоб экстрасенсы действительно кому-то помогли. Конечно, мне известны примеры, когда за помощью в поиске преступника силовики обращались к людям с экстрасенсорными способностями — но никакого чуда ни в одном из случаев не происходило. Ни один из этих людей не смог посмотреть в потолок и тут же сказать, где находится убийца.
Сергей Мочалов, старший помощник прокурора Самарской области по правовому обеспечению:
- Экстрасенсы не могут быть участниками процессуальных действий в установленном законом порядке, ведь экстрасенсорика — это не наука. Но можно просто использовать их знание, например, о том, где спрятан труп, на пользу следствию. А в указанное экстрасенсами место уже в установленном порядке отправится группа сотрудников Следственного комитета и проведет необходимые следственные действия. А почему бы и нет?
Рустик Гузь, протоиерей, руководитель отдела по делам молодежи Самарской епархии РПЦ:
- Экстрасенс — это человек, открытый для духовного мира. И если он может помочь в работе криминалиста — почему бы не обратиться к нему за помощью? Другое дело, когда к экстрасенсам обращаются люди с просьбой вылечить их или предсказать будующее. Если экстрасенс не живет чистой духовной жизнью, а запятнал свою энергетику и при этом пытается оказать влияние на энергетику другого человека — он может просто навредить.