Прошло почти пять месяцев с того момента, как в органах внутренних дел завершилась переаттестация сотрудников. Было обещано, что останутся лучшие, которые получат достойное жалование. На взгляд многих экспертов, не все прошло гладко, да и среди самих полицейских есть недовольные. Другие наблюдатели говорят: переаттестация позволила оставить в рядах полицейских только профессионалов высшего уровня.
Практики нет
О тонкостях проведения аттестации бывших милиционеров согласился рассказать сотрудник ГУ МВДР по Самарской области, поставив условие - анонимность. Наш интервьюер, назовем его Иванов, отслужил в органах внутренних почти 20 лет и к моменту аттестации имел звание подполковника. В конце июля 2011 года он, отказавшись пройти переаттестация заочно, как это сделали другие сотрудники отдела, явился на заседание комиссии.
Не имея за годы службы ни одного взыскания, а только поощрения и награды, он рассчитывал дослужить на своей должности хотя бы до срока полной выслуги. Однако после того, как его аттестовали, подполковник узнал, что его должность уже занята сотрудником, имеющим меньший опыт работы.
«Другой равнозначной должности мне никто не предложил ни тогда, ни позже, когда я периодически приходил в управление кадрами, - рассказал он. - Кадровики советовали искать место и договариваться с руководством подразделений, где есть вакансии». С тех пор Иванов находится «за штатом» и получает на руки половину той суммы денежного довольствия, которую получал до аттестации. Юристы разъяснили ему, что жаловаться куда-либо бесполезно: нет судебной практики разрешения споров по поводу законности переаттестации. И офицер решил попросту уйти на пенсию.
Тревожное ожидание
Зато в Железнодорожном суде уже есть иски к УВД по поводу оплаты труда сотрудников. Один из них подала майор, которая требует 10 тысяч рублей, недоплаченных за три месяца, прошедших после аттестации. Женщина по этому поводу сначала обратилась с жалобой в главк, там провели служебную проверку, и оказалось, что таких как она - «обсчитанных» - более сотни.
А адвокат майора рассказала об интересном нюансе: согласно ведомственным документам, должностной оклад сотрудника полиции теперь определяет руководитель подразделения. При снижении выплат он получает премию за экономию фонда оплаты труда. И потому, естественно, заинтересован платить подчиненным как можно меньше.
Уволили за показания
В январе 2012 года в городском суде Сызрани будет рассматриваться исковое заявление бывшего сотрудника отделения милиции Шигонского района Анатолия С. к УМВД «Сызранское» о признании его переаттестации недействительной.
Дело в том, что в апреле этого года прямого руководителя экс-правоохранителя, 34-летнего Михаила Чичельника, отстранили от занимаемой должности, а позже арестовали по подозрению в хищении.
«Начальник криминальной милиции Шигонского РОВД Владимир Обрубов, который позже тоже стал фигурантом уголовного дела по хищению, тогда сказал мне, что из-за действий моих сотрудников ни я, ни они не пройдем переаттестацию, - рассказал Анатолий С. - Он подготовил материалы для аттестационной комиссии УМВД «Сызранское», в чье подчинение входит отдел полиции №35 (Шигоны). В них он указал, что у меня было 4 взыскания, одно из которых действующее. В справке, которую я специально брал в главке, указано, что взысканий у меня нет, но есть 18 поощрений, медаль и почетная грамота Также меня неоднократно назначали исполняющим обязанности замначальника РОВД. Как бы там не было, но за то, что я и мои подчиненные сотрудничали со следствием против Чичельника и общались со СМИ, меня не переаттестовали и уволили из органов».
«Положительные тенденции налицо»
Впрочем, по мнению представителей надзирающего за силовиками ведомства - прокуратуры, несмотря на некоторые совсем не радующие примеры, положительные изменения в работе сотрудников в органах внутренних дел налицо.
Так, по мнению старшего помощника прокурора Самарской области по правовому обеспечению Сергея Мочалова, оценивая прошедшую переаттестацию, нужно смотреть не только на примеры наказаний полицейских за проступки, но и непосредственно на качество работы ведомства в целом. «Закон сейчас предъявляет большие требования к сотрудникам полиции, нежели раньше, соответственно, и мы как надзиратели за исполнением закона требуем с полицейских улучшения качества работы, - отмечает Мочалов. - Сейчас полицейским приходится работать по новому законодательству, рассматривать все новые составы преступлений. Работа усложняется, и с ней могут справиться только настоящие профессионалы. На мой взгляд, переаттестация прошла достаточно качественно, и необходимые профессионалы в полиции сейчас есть».
«Переаттестованные сотрудники стали дисциплинированнее и, пройдя переаттестацию, стали более ответственно подходить к исполнению служебных обязанностей», - сообщил начальник отдела полиции Куйбышевского района Самары Юрий Крашенинников. «Были уволены многие люди, не отвечающие требованиям работы, - говорит также начальник отдела полиции Октябрьского района Валерий Прокопов. - В полицию хлынули новые кадры. И к ним требования уже более жесткие, нежели раньше».
По мнению полицейских менеджеров, то, что в ходе переаттестации отсеялись сотрудники, которые «тянули ведомство назад», отразилось на деятельности силовиков только положительно. «Я могу высказать позицию ведомства: аттестация прошла успешно», - заявил также замначальника ГУ МВД по Самарской области Николай Турбовец.
Сергей Мочалов, старший помощник прокурора Самарской области по правовому обеспечению:
- Я безусловно вижу положительные тенденции в проходящем реформировании. Нужно смотреть не только на то, привлекаются ли сотрудники полиции сейчас к ответственности за какие-либо правонарушения, но и на то, как большая часть из них относится к своей работе и справляется со служебными обязанностями. Нужно смотреть и на качество расследования уголовных дел, и охраны общественного порядка. А сейчас профессионалов в полиции, на мой взгляд, стало больше, от этого качество работы ведомства повышается.
Александр Хиншейн, депутат Госдумы РФ:
- Аттестация полицейских, на мой взгляд, была проведена формально, так как за полтора месяца физически невозможно было «прогнать» через комиссии 700 тысяч человек. Задача по обновлению ОВД, поставленная президентом, не выполнена. А что касается самарской полиции, то здесь нужно внимательно посмотреть, кто возглавлял аттестационную комиссию, и кого они отобрали. Господин Шухоров на протяжении ряда лет курировал экономический блок, который традиционно считается самым коррумпированным в полиции.
Aвторы: Анна Гудкова, Вета Мурзина