Министерство образования и науки РФ приняло решение , что в будущем году у работающего сейчас единолично студенческого омбудсмена Артема Хромова появятся помощники в федеральных округах.
Об этом сообщают «Известия». По информации издания, до конца текущего года Минобрнауки намерено разработать организационно-правовую базу и инфраструктуру для появления в федеральных округах разветвленной структуры уполномоченных по правам студентов.
При этом, омбудсмены в округах должны появиться уже в будущем году. В профильном министерстве считают, что это позволит не только скорректировать и систематизировать работу по защите прав студентов, но и обеспечить обратную связь студенчества и органов власти.
«Необходимость создания такой структуры обусловлена несовершенством правоприменительной практики при реорганизации вузов. Она поможет разрешить конфликты между студентами, студсоюзами, администрациями вузов, органами исполнительной власти в сфере образования и науки», - приводит издание мнение источников в федеральном министерстве образования.
Корреспондент городского портала Samara24 решил узнать мнение самарских экспертов относительно подобных нововведений и необходимости существования института уполномоченного по правам студентов, в принципе.
Председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской Думы, член правления Российского Союза ректоров и председатель самарского отделения этой организации, ректор СамГМУ Геннадий Котельников в беседе с корреспондентом городского портала Samara24 отметил, что необходимость напрямую зависит от того, чем эти самые уполномоченные должны заниматься.
Геннадий Котельников: «Если исходить из организационных вопросов, то, если есть уполномоченный в стране по правам студентов, то должна же быть вертикальная структура – я согласен с этим. Но, вообще, мне пока не очень понятно, чем же этот уполномоченный будет заниматься, какая у него функция – даже у российского.
Если он будет заниматься, условно говоря, вопросами улучшения социальной жизни студентов, улучшения качества подготовки студентов, это мне понятно, и я это полностью поддерживаю. Тогда я согласен, что появление уполномоченных по правам студентов в округах полностью логично».
Однако недоумение у Геннадия Котельникова вызвала информация о конфликтах между студентами и органами исполнительной власти, ректоратами. Ректор СамГМУ, по его словам, с таким не сталкивался.
Геннадий Котельников: «Я думаю, что задача ректора в целом – работать ради студентов и создавать условия для качественного обучения. Какие конфликты могут быть?»
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова тоже оценила эту инициативу двояко. С одной стороны, она считает, что «чем больше правозащитных институтов, тем лучше». С другой стороны, омбудсмен уверена, что все это должно носить упорядоченный характер.
Ирина Скупова: «При таком количестве уполномоченных люди могут просто перестать понимать, к кому из них и в каком случае обращаться. Получается, что у семи нянек дитя без глаза. Не говоря уже о том, что размывается понятие конституционного права. Разве студент у нас - не человек? Какие есть у студента отдельные права помимо конституционных? Права на образование и жилище – это конституционные права.
В создании мультимедийного комплекса уполномоченных невольно утрачивается первенство конституционного права. Я думаю, лучше не плодить отдельные должности, а продумать системный подход к регулированию деятельности самого правозащитного института. И логично, если в структуре аппарата будут люди, отвечающие за направления. Ведь если есть заинтересованность в усилении позиций правозащитников, то, наверное, лучше подумать о повышении эффективности этих структур, а не введении новых отдельных должностей».
И только сами студенты абсолютно не сомневаются ни в необходимости института уполномоченного по их правам, в целом, ни в том, что появление представителей его в федеральных округах.
Заместитель председателя студенческого профкома ПГСГА Роман Харрасов уверен, что уполномоченный по правам студентов нужен, чтобы «рассматривать именно студенческую молодежь отдельно от молодежи вообще». Он считает, студенты – это особая категория граждан.
Роман Харрасов: «Мы, например, не можем работать полный рабочий день. Но в таком случае должна быть, как минимум, стипендия, позволяющая учиться и не работать. Такого, к сожалению, нет. И это - не единственный момент ограничения наших прав как граждан России. Понятно, что есть структуры, которые представляют права студентов на разных уровнях власти. Но это не значит, что уполномоченные по правам студентов не нужны, в том числе, и в федеральных округах. Ведь они смогут представлять проблемы студенчества на разных уровнях власти. Сейчас есть студенческие организации, но они говорят каждая о своих проблемах – нет единой системы работы, при которой услышаны могут быть все».
Екатерина Еремина