Труппа самарского театра оперы и балета приступила к репетициям премьерного спектакля – оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Планируется, что зрителю она будет представлена под занавес 84 театрального сезона – в конце июня 2015 года.
Дирижер-постановщик – Александр Анисимов, режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе, художник-постановщик – Елена Соловьева.
Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, опера «Пиковая дама» создана по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Либретто оперы в большой степени отличается от оригинала. Перенесено даже действие из эпохи Александра I – в екатерининскую эпоху. Финалы у Пушкина и Чайковского также различны.
Премьера оперы состоялась 7 декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.
К моменту, когда пушкинская повесть попала в поле зрения дирекции Петербургской императорской труппы в качестве сюжета для оперного либретто, она уже насчитывала долгую сценическую историю. Впрочем, поначалу самого Петра Ильича эта работа не заинтересовала. Инициатором создания оперы стал Иван Александрович Всеволожский, директор императорских театров, по инициативе которого было создано немало величайших произведений. Он и пригласил великого композитора для работы над «Пиковой дамой». Легкая история не показалась Чайковскому основой для написания большого музыкального драматургически насыщенного произведения, каким должна быть, по его понятиям, опера. Однако за дело взялся младший брат, Модест Ильич Чайковский. Он и стал писать либретто и «насыщать» сюжет. Музыка к опере создавалась полгода, последние правки вносились даже в процессе репетиций. Чайковский ввёл в свою партитуру элементы подлинной музыки российского XVIII века и православного заупокойного пения, звучащего за сценой, что придало всему произведению еще более мистическое звучание.
Итогами проделанной работы Чайковский остался доволен: «Или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле – шедевр!»