Эх, ну как же наши сограждане любят все изгадить! Есть между улицами Аэродромная и Партизанская, во дворах, скверик небольшой. И стоит там памятник. То ли собаке, то ли козлу… Понять довольно сложно. Ведь его регулярно калечат.
Когда я только переехала в этот район, то скверик меня приятно удивил. Небольшой прудик, родник, лавочки, газончик – все чисто и убрано. А тут еще и памятник, как мне сначала показалось, собаке. Я уж вообразила себе героическую историю, как некий пес спас какого-нибудь утопающего человека, и его решили увековечить.
Конечно, не самая симпатичная собака получилась, но ведь у нас и у памятника Маяковскому лицо сделали такое, будто Владимир Владимирович надел ту самую маску из известной комедии с Джимом Керри в главной роли. Однако через некоторое время у памятника появились рога. И все встало на свои места. Как оказалось, это скульптура козла. Он же изображен на самарском гербе.
И вот живу я в этом районе уже более пяти лет, и бедный козел из года в год превращается в собаку. Некие зловредные вандальчики регулярно отламывают у скульптуры рога. Рабочие возвращают их обратно. И так постоянно. Что тут скажешь: этот народ непобедим!
Хожу я мимо бедняги каждый день и думаю: за что ему такая участь? Почему вообще люди не могут сохранить в нормальном виде то, что глаз радует? Надо обязательно что-нибудь да сделать этакое нехорошее!
Ну сами посудите! Установят в городе что-то, отремонтируют. И «бравые» вандалы тут как тут. У бедного Буратино, что на улице Фрунзе установлен, уже пару раз пытались отпилить золотой ключик. Было дело, на «космопупса», что у ракеты стоит, собаку натравливали. Боевую машину десанта, которую поставили на пересечении улиц Осипенко и Мичурина, тоже периодически калечат. Зимой в одном из скверов у площади Куйбышева прошел фестиваль «Арх-гастроли». Студенты сделали различные арт-объекты из подручных материалов. Прошел день, и их все разнесли.
Есть и другие примеры. Например, отремонтировали дом, покрасили фасад, и тут же там появляются надписи печально известных граффитистов. Да и были бы все они, как Бэнкси, например. Так нет! Чаще всего это любители трех букв. Некоторые пишут бессмыслицу разнообразную. Другие рекламируют всякие смеси и «соли». Только и видишь разноперые надписи на фасадах, которые коммунальщики замазывают не менее разноперой краской.
В прошлом году целая война развернулась между граффитистами и трамвайно-троллейбусным управлением. Юнцы так и норовили раскрасить вагоны. Да уж, безумно весело, наверное, написать «Чертово колесо» на трамвае. Адреналин! Особенно весело было, наверное, потом с сотрудниками полиции общаться. Будем надеяться, что парни взялись за ум.
Однажды я проезжала на машине по проспекту Ленина и увидела, как молодой человек лет 17-19 раскрашивает баллончиком стелы у фонтана на улице Осипенко. Спокойно так, не спеша. Да и правильно, чего торопиться-то? Всем ведь все равно. Прохожих вокруг была тьма, и хоть бы кто-нибудь что-нибудь ему сказал. Посмотрели. Прошли мимо. А потом охаем-ахаем! Что это у нас с городом случилось? Кто все так загадил?
Получается, что Самара – доказательство знаменитой «Теории разбитых окон». Суть ее такова: стоит в доме разбить одно окно, как через какое-то время хулиганы разобьют и остальные. Пройдет время, и горожане перестают замечать этот бардак. Он становится нормой. В Самаре, да и во многих других российских городах, бардак – уже давно норма. Можно сколько угодно замазывать граффити, приделывать рога скульптуре козла, ремонтировать «космопупсов» и Буратин, найдутся другие «смельчаки», которые повторят подвиги своих предшественников. Порочный круг.
Так что же делать, спросите вы. Я не знаю. Честно, не знаю. Этот народ непобедим… Одни ломают, другие чинят, а большинству попросту все равно. Привычка к бардаку закостенела. Удастся ли нам от нее избавиться, как думаете?
Об авторе: Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Предыдущие записи автора:
Патологическая экономия: назад к бедности
Обратная сторона церкви: «тарифы» и «ведьмы»
Самарцы без отопления