В Самаре на дороги укладывали асфальт слишком тонким слоем. Кроме того, покрытие не соответствовало ГОСТу. В результате несколько дорог, отремонтированных в 2014 году, уже пришли в негодность. Теперь подрядчикам предстоит за свой счет, по гарантии, залатать проезжую часть на нескольких улицах областной столицы. Однако это решит лишь малую часть дорожных проблем Самары, которые весной 2016 года разрослись до катастрофических масштабов.
В конце марта контрольно-счетная палаты областной столицы обнародовала результаты проверки расходов мэрии в 2014 году на восстановление проезжих частей. На эти цели из бюджета города чиновники выделили 379,5 млн рублей. Деньги на ремонт дорог по договору о предоставлении субсидий и пяти муниципальным контрактам получило муниципальное предприятие «Благоустройство». Часть работ на условиях субподряда предприятие передало нескольким частным компаниям.
В результате дорожные рабочие отремонтировали участки на нескольких улицах Самары, в том числе на Санфировой, Льва Толстого, Дыбенко, Прожекторной, Новокуйбышевском шоссе, в поселке Козелки, во дворах на Ново-Садовой и других. Но проверка, проведенная аудиторами контрольно-счетной палаты, показала, что менее чем через 1,5 года новое покрытие на дорогах пришло в негодность.
Во время лабораторных исследований выяснилось, что 14 из 26 взятых проб не соответствуют требованиям ГОСТ по зерновому составу и типу асфальтобетонной смеси. На трех участках, отремонтированных субподрядчиками, толщина слоя дорожного покрытия была ниже нормативной. Еще на пяти объектах общей площадью свыше 50 тысяч квадратных метров появились поперечные трещины. При этом подрядчики получили за такую халтуру 37,5 млн рублей.
В целом выявленные нарушения аудиторы контрольно-счетной палаты оценили в 2,335 млн рублей. В их число попало и завышение стоимости ремонтных работ на 2,209 млн рублей. Контрольно-счетная палата направила на имя руководителя МП «Благоустройство» представление с требованием устранить выявленные нарушения, а также вернуть в бюджет Самары 2,2 млн рублей.
В администрации города пояснили, что выполненные муниципальным предприятием и субподрядчиками работы по ремонту участков автомобильных дорог принимало муниципальное бюджетное учреждение «Дорожное хозяйство» и департамент городского хозяйства и экологии (на тот момент – благоустройства и экологии) по результатам проведенных лабораторных испытаний. И судя по тому, что «работы были приняты в установленном порядке», нарушений проверяющие не обнаружили.
Теперь МП «Благоустройство» и субподрядчикам придется провести повторный ремонт на тех участках дорог, где контрольно-счетная палата обнаружила нарушения. Как сообщили 63.ru в пресс-службе администрации Самары, в планах муниципального предприятия устранение недостатков на участках улиц Прожекторная, Шоссейная (от улицы Главной до Кряжского шоссе), проспекта Кирова (от Ставропольской до Стара-Загоры). Также работы проведут в поселке Береза, на Аэропортовском шоссе, во дворах многоквартирных домов №244–250 по Ново-Садовой. Приступить к ремонту рабочие планируют сразу после старта сезона. Устранить нарушения и возместить затраты за некачественно выполненный ремонт дорог подрядчиков обязали до 31 мая 2016 года.
Минувшая зима 2015–2016 гг. оказалась крайне губительной для самарских дорог. Резкие перепады температур, большое количество осадков, а также большой процент износа привели к тому, что передвигаться по городу на автомобиле стало просто небезопасно. Ситуация обострилась до такой степени, что в середине февраля в областной ГИБДД угрожали перекрыть движение сразу по нескольким улицам: по Революционной, Галактионовской, Мориса Тореза, Советской Армии, Антонова-Овсеенко и Вольской.
Между тем большинство дорог Самары, вне зависимости от сроков и дат их ремонта, находятся в удручающем состоянии. Автомобилисты возмущаются – город будто пережил бомбежку. Сложно вспомнить хотя бы одну мало-мальски пригодную для безопасного движения улицу.
Подтверждает это и официальная статистика областной Госавтоинспекции. Так, с января по февраль 2016 года произошло 500 аварий, в которых погибли 49 человек. Одна из основных причин происшествий – неудовлетворительное состояние дорог. Именно этот фактор привел к ДТП в 11,5% случаев. Об этом заявил на рабочем совещании при председателе правительства Самарской области по вопросам безопасности дорожного движения начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Роман Саидов. Всего в Самаре сотрудники Госавтоинспекции насчитали более 100 участков с высокой аварийностью.
По мнению руководителя самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олега Мартина, высокие требования к качеству дорог в Самаре были всегда, но при этом они почти никогда не выполнялись. «Практику привлекать к гарантийному ремонту дорог подрядчиков, которые некачественно выполнили свою работу, начали использовать еще несколько лет назад, при мэре Азарове. Но, к сожалению, очень часто оказывалось, что предъявлять требования по гарантии оказывалось уже некому. Получив бюджетные деньги за кое-как проведенный ремонт, компания-подрядчик просто ликвидировалась», – отмечает эксперт.
Чтобы такого не случалось, убежден Олег Мартин, необходимо менять саму систему привлечения подрядчиков к дорожным работам. Например, по его мнению, оплачивать ремонт нужно только после того, как обновленный участок прошел все испытания и лабораторные исследования, которые бы доказали, что он полностью соответствует требованиям по качеству.
Кроме того, большинство экспертов солидарны в том, что ответственность за некачественный ремонт дорог в конечном итоге должны нести не только подрядчики, но и чиновники, которые ставят свою подпись в актах приемки-передачи выполненных работ.
Фото: Фото Андрея Тишина