В Самаре разгорается новый скандал вокруг передачи муниципальных автобусов частному перевозчику. Сотрудники антимонопольной службы выяснили, что сделка прошла с нарушениями, и возбудили дело в отношении главы города. Они считают, что чиновники действовали в интересах «СамараАвтоГаза».
Муниципальное предприятие (МП) «Пассажирский автомобильный транспорт» («ПАТ») создали в мае 2007 года. Территориально подвижной состав и инфраструктура (административно-бытовые корпуса, ремонтные зоны. — Прим. ред.) располагаются на Блюхера, 28а и на Пугачевской, 73а. У МП есть автостанция «Аврора» и 7 диспетчерских пунктов во всех районах Самары. Предприятие обслуживает городские, сезонные дачные маршруты, возит население на кладбища и с городских праздничных мероприятий (9 Мая, День города и так далее).
Долгие годы «ПАТ» переживал финансовые трудности, которые в 2018 году привели фактически к банкротству МП. Поэтому власти решили передать всё имущество организации в аренду на 5 лет частному перевозчику — ООО «СамараАвтоГаз». Горожане восприняли это сообщение неоднозначно. Многие были обеспокоены тем, что компания будет работать в своих интересах, а не в интересах горожан. Возникли трудности и с переводом сотрудников «Пассажиравтотранса» на работу к частному перевозчику. Некоторые даже вышли на акцию протеста.
Но в итоге департаменту транспорта удалось успокоить народные волнения. Работу частного перевозчика взяли под контроль. Чиновники провели целую серию проверок. Расписание нескольких автобусных маршрутов пришлось изменить из-за жалоб горожан. Впрочем, на отдельных направлениях проблемы еще остались. При этом перевозчику не хватает водителей.
Теперь же новый скандал разгорается из-за того, что региональное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении главы Самары, департамента управления имуществом, департамента транспорта, МП «Пассажиравтотранс» и ООО «СамараАвтоГаз». Их подозревают в нарушении закона о конкуренции.
— Поводом для этого стало обращение прокуратуры Самары. Согласно представленной информации, решение о передаче имущества «ПАТ» частному перевозчику приняли еще в начале декабря 2017 года, — сообщили представители УФАС.
В то время обязанности главы города исполнял Владимир Василенко. Елена Лапушкина стала мэром 26 декабря.
— Договор аренды МП и «СамараАвтоГаз» заключили в апреле 2018 года. По нему компания получила 134 автобуса. 17 апреля департамент транспорта по итогам проведенного запроса котировок заключил с частным перевозчиком муниципальный контракт на обслуживание 33 муниципальных маршрутов. Ранее на них работал «Пассажиравтотранс», — рассказали представители УФАС.
Стоимость каждого контракта мэрия оценила в 0,1 рубля. Но в итоге маршруты ушли с торгов за 0 рублей. Сотрудники антимонопольной службы установили, как чиновники вели расчет.
— Чтобы выбрать цены контрактов, департамент транспорта обратился с запросами к перевозчикам — МП «Пассажиравтотранс», ООО «СамараАвтоГаз», ООО «Шоссе» и ООО «Рейс», указав, что одним из условий работы на городских маршрутах является оставление платы за проезд пассажиров и провоз багажа в распоряжении компании. «ПАТ» ответа не дал. А все ООО указали, что адекватным будет предложение в 0 рублей. Но оказалось, что они аффилированы одной группе лиц — «С.А.Г.». Она владеет 60% доли в уставном капитале «Рейса» и «Шоссе» и 50% доли в «СамараАвтоГазе», — выяснили сотрудники антимонопольной службы.
Специалисты ФАС считают нарушением заключение соглашения о передаче муниципальных автобусов и другого имущества «Пассажиравтотранса» в аренду ООО «СамараАвтоГаз» до проведения торгов. По их словам, все дальнейшие действия департамента транспорта были направлены на выполнение этого соглашения. В результате «СамараАвтоГаз» получил преимущества при заключении договоров аренды. В частности, компании дали право отказаться от приемки неисправных транспортных средств и уменьшить цену договора, что не было предусмотрено документацией об аукционе.
— Подобные соглашения запрещены законом о защите конкуренции. При этом имело место укрупнение лотов по количеству передаваемой в аренду техники, а вот должный контроль за наличием подвижного состава, который решили задействовать в пассажирских перевозках, не организовали, — утверждают в ФАС.
Решение по делу должна вынести специальная комиссия антимонопольной службы. Специалистам предстоит изучить множество документов и выслушать позиции участников дела.
— Если факт нарушения подтвердится, то и в отношении органов власти, и в отношении перевозчиков возбудят административные дела. Должностным лицам местного самоуправления грозят штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей и дисквалификация сроком на три года. Штраф для перевозчиков будут рассчитывать с учетом полученной выручки, — уточнили представители УФАС.
63.ru направил в администрацию Самары официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. Но оказалось, что мэрию о возбуждении дела пока не проинформировали.
— На 24 октября 2018 года никаких документов по вопросу возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке муниципальных перевозок в администрацию Самары не поступало. Как только появятся официальные бумаги, они будут внимательно изучены, после чего можно будет давать содержательные комментарии, — сказали представители мэрии.
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.