В опубликованном в начале октября отчете Всемирная организация здравоохранения сообщила приятную новость: заболеваемость туберкулезом во всем мире сократилась с 9,4 миллиона новых случаев инфекции в 2010 году до 8,8 миллиона человек – в нынешнем. В Самарской области ежегодно выявляется более 1500 новых случаев туберкулеза. В 2010 году в Самарской области активной формой туберкулеза заболело 1868 человек. Расслабляться рано, говорят врачи. Чаще всего туберкулез поражает самарцев трудоспособного возраста, при этом принудительного лечения туберкулеза не существует, что усиливает риск заражения.
То, что новых случаев заболеваемости не выявлено, еще не означает, что распространение палочки Коха – возбудителя болезни – остановлено. По мнению врачей, около 90% населения России инфицированы этим возбудителем, однако, пока иммунитет организма сильный, туберкулез не опасен. С детьми дело обстоит еще сложнее: в детских садах или школах возбудитель передается гораздо быстрее, поэтому очень не просто заботиться о сильном иммунитете ребенка, но и вовремя диагностировать заболевание, если оно все же проявит себя.
«При этом заболевают туберкулезом совсем не те дети, которых отправляют в диспансер после Манту, – говорит в интервью «Комсомольской правде» главный детский фтизиатр Минздрава России Валентина Аксенова. – Заболевают те, кто находится в так называемых очагах инфекции – социально неблагополучных семьях, семьях приезжих, ВИЧ-инфицированных, где взрослые уже болеют или болели туберкулезом. Если общая заболеваемость детей по стране 14,7 на 100 тысяч населения, то в очагах этот показатель 500 на 100 тысяч».
Единственное, в чем Россия добилась положительных результатов в лечении туберкулеза, – это снижение смертности от болезни на 25%: пока это наивысший показатель за последние пять лет. Причину такой тенденции врачи видят в том, что государство не скупится на закупку лекарств и оборудования. Впрочем, в мире тоже сократилась смертность от туберкулеза: 1,4 миллиона летальных случаев в 2010 году против 1,8 миллиона – в 2003 году.
При этом профилактика по-прежнему занимает ключевое место в борьбе с этой страшной болезнью. Дело в том, что в России возрастает количество случаев выявленной лекарственно-устойчивой формы туберкулеза. Ее тоже вызывают бациллы Коха, но при этом они более живучи и агрессивны, что делает большинство препаратов, отлично справляющихся с обычным туберкулезом, неэффективными. Сама болезнь также протекает намного тяжелее. И если еще десять лет назад лекарственно-устойчивый туберкулез развивался в основном из-за неправильного лечения обычного туберкулеза, то сегодня в мире он выявляется при каждом втором первичном случае заболевания. В России цифры менее пугающие: каждый пятый новый выявленный случай – лекарственно-устойчивая форма туберкулеза.
Сегодня фтизиатры намерены отказаться от прививок Манту, потому что появился наиболее точный вид диагностики заболевания.
«В Манту входит 100 антигенов, – объясняет Валентина Аксенова, и реакция организма, которая заставляет врачей отправлять ребенка к фтизиатру, может оказаться банальной аллергией. Правда, и туберкулез исключать не следует».
Новый способ – это диаскинтест. Инновационная российская технология, которой уже заинтересовались во всем мире. Поскольку у многих палочки Коха в организме присутствуют, но иммунитет пока справляется с подавлением болезни, то и отслеживать надо не наличие бацилл, а их жизненную позицию. Диаскинтест выявляет активность инфекции. Если она отрицательная, то и таблетки принимать не нужно. Пока. Дальше надо вести наблюдение: делать флюорографию, следить, не активизируется ли туберкулез, чтобы вовремя начать лечение.
Впрочем, именно с этим показателем в России хуже всего: коэффициент выявления инфекции в России в 2005 году составлял 83%, а к 2010 году снизился до 73% (аналогичный показатель для мира в целом – 87%). В результате по данным прошлого года Россия наряду с Зимбабве, Нигерией, Бразилией, Эфиопией, ЮАР и Угандой вошла в семерку стран с самыми низкими показателями эффективности лечения туберкулеза.