Группа специалистов СамГМУ проанализировала клиническую картину COVID-19 у детей. Исследования проходили в течение года на базе Самарской областной детской инфекционной больницы среди 338 пациентов в возрасте от 2 месяцев до 18 лет.
— Тяжелые формы заболевания среди детей встречались очень редко. Всего за год исследований было девять таких пациентов. В основном это подростки. У них были сопутствующие хронические заболевания — бронхиальная астма, которая утяжеляет течение ковидной инфекции, сахарный диабет, ожирение, другие эндокринологические проблемы, врожденные пороки сердца, легких. На этом фоне может быть непредсказуемое течение заболевания, — рассказала заведующая кафедрой детских болезней СамГМУ, профессор Ольга Борисова.
В целом же, по словам Ольги Борисовой, юные жители региона болеют COVID реже, чем взрослые, часто в легкой или бессимптомной форме.
— Однако детей даже с легкой формой COVID-19 всё равно госпитализировали при некоторых условиях: если ребенку было меньше трех лет, так как заболевание у маленьких детей может протекать непредсказуемо; если у ребенка есть неблагоприятный преморбидный фон или сопутствующие заболевания; если ребенок представлял эпидемическую опасность для членов семьи старше 65 лет, — пояснила профессор.
Авторы исследования пришли к выводу, что клиническая картина у маленьких пациентов схожа с клиникой у взрослых, но некоторые симптомы встречаются реже — например, дыхательная недостаточность и снижение сатурации кислорода.
— У детей может быть такая симптоматика, как сыпь, что у взрослых встречается не часто. В основном это аллергическая реакция в виде крапивницы, токсикодермии, особенно у тех, кому с начала заболевания назначали антибиотики. У детей, особенно у маленьких, нередко заболевание протекало с диареей, что у взрослых практически не встречается, иногда была рвота. Также у маленьких пациентов нет такой выраженной гипертермии, как у взрослых, у детей температура поднимается чаще не выше 38,5 градуса. У взрослых ковид «бьет» по сосудам, возникают тромбозы, и оттуда все осложнения. Кроме того, обычно страдают те органы и ткани, где изначально были какие-то проблемы. У детей мы такого не видели, у них нет склонности к тромбозам и осложнениям, — отметила также заведующая кафедрой детских болезней СамГМУ.
Токсикодермия — это острое воспаление кожных покровов, а иногда и слизистых оболочек, развивающееся под действием аллергизирующего, токсического или токсико-аллергического фактора, который попадает в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, при внутривенном, подкожном, внутримышечном введении. Информация из открытых источников.
Нам удалось пообщаться с мамой одного из юных жителей Самары, который перенес коронавирус осенью прошлого года. Она рассказала, как протекало заболевание у ее четырехлетнего ребенка.
— Всё началось с температуры 37,4. На следующий день она поднялась до 37,8, начался понос. Участковая педиатр, пришедшая домой после вызова, сразу заподозрила коронавирус. Тем более к тому времени у меня самой пропало обоняние. Мазок подтвердил догадки врача (у меня, кстати, тест был отрицательный). Диарея у ребенка была еще два дня, температура не поднималась выше 38. А потом начались сопли и небольшой кашель, как бывает при многих ОРВИ. Через четыре дня сын пошел на поправку. В больницу нас не клали, врачи из поликлиники ежедневно контролировали его состояние, — отметила жительница Самары Ольга.
Сейчас в регионе бушует третья волна коронавируса. Об этом заявил министр здравоохранения области Армен Бенян. Последние дни в губернии регистрируют больше 400 новых случаев в сутки. Пока резкого скачка количества заболевших среди детей не фиксируют. COVID косит более взрослых.
— Наибольшие показатели заболеваемости отмечаются в группах 18–29 и 30–49 лет (на 100 тысяч населения). Увеличилось число заносов инфекции в трудовые коллективы. Растет количество заболевших среди работников сфер услуг, ЖКХ, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и досуга, — рассказали представители управления Роспотребнадзора по Самарской области.
К слову, школы области готовятся 1 сентября принять учеников на очное обучение. Однако работать учебные заведения будут с некоторыми ограничениями. Они действовали и в прошлом учебному году.
— У сотрудников и учащихся будут в обязательном порядке измерять температуру. Уборщикам предстоит дезинфицировать все поверхности особенно тщательно, а воздух обеззараживать. Носить маски будут лишь работники школы и столовой. В учебном заведении установят антисептики. Массовые мероприятия проводить не будут. Дети должны будут находиться в классах и не пересекаться, — напомнила временно исполняющая обязанности руководителя регионального управления Роспотребнадзора Светлана Шерстнева.
Что касается студентов, то, по информации местного Министерства образования, вопрос об организации обучения будут решать руководители университетов самостоятельно, опираясь на статистику заболеваемости.