Врачи Самарской областной клинической офтальмологической больницы имени Ерошевского провели операцию пациенту со сложной патологией. Женщине отшлифовали пересаженную роговицу глаза с помощью высокоточного лазера нового поколения. Процесс шлифовки занял всего 5 минут, а воздействие лазера — 50 секунд.
Роговица, роговая оболочка — передняя, наиболее выпуклая прозрачная часть фиброзной оболочки глазного яблока, одна из светопреломляющих сред.
Пациентка — жительница Тольятти. У нее было сниженное зрение с 14 лет. Причина — врожденная дистрофия роговицы. Пациентка находилась под постоянным наблюдением врачей-офтальмологов, но много лет вылечить заболевание не удавалось. С каждым годом зрение становилось всё хуже. В 2015 году уже в возрасте 40 лет женщина обратилась в больницу имени Ерошевского с очень низкой остротой зрения и помутнением роговицы.
Дистрофии роговицы — группа невоспалительных наследственно обусловленных заболеваний, снижающих прозрачность роговой оболочки глаза. Описано множество форм дистрофии, отличающихся характером поражения ткани, степенью и скоростью падения зрения.
Врачи провели несколько операций, в том числе по пересадке роговицы, удалению катаракты и замене хрусталика, а также лазерную коррекцию зрения. Последним, и, наверное, самым результативным вмешательством стала шлифовка на высокоточном лазере нового поколения. Операцию провели в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Новое функциональное оборудование позволяет делать такие операции быстро и безболезненно.
Катаракта — патология органа зрения, характеризующаяся частичным или тотальным помутнением хрусталика, который находится между стекловидным телом и радужкой глаза. Хрусталик выполняет роль анатомической линзы, его главная задача — преломление лучей с их последующим проецированием на сетчатку.
— Такие случаи являются одними из самых сложных в рефракционной микрохирургии, хирургии коррекции оптики глаза. Изначально пациентка имела сложную патологию — врожденную дистрофию роговицы, при которой человек постепенно теряет зрение. Пациентка перенесла пересадку роговицы, замену хрусталика, все это операции — на оптических элементах глаза. Если мы пересаживаем роговицу — это как надеть человеку чужие очки, а эксимер-лазерная коррекция позволяет сделать тонкую настройку оптики глаз и улучшить зрение. Мы воздействовали на трансплантат роговицы, сделали его форму более равномерной, соответственно, оптика стала правильной — это повышает остроту зрения. Преимущество операции, выполненной на этом лазере, — это практически бесконтактность. То есть хирург руками ничего не делает во время операции, лазер справляется со всем объемом работ, начиная с поверхности, проводит испарение слоев роговицы, выравнивая ее, — рассказал заведующий отделением рефракционной микрохирургии Степан Туровский.
Рефракционная хирургия — симбиоз лазерной и внутриглазной микрохирургии.
Несмотря на то, что операция длится короткое время, планирование занимает иногда несколько часов. Поэтому врачам-офтальмохирургам приходится достаточно много времени потратить на то, чтобы предугадать нужный результат, и буквально минуты, чтобы его получить. Еще несколько лет назад на лазерах предыдущего поколения таких высоких результатов достичь было невозможно.
— Это очень быстрая процедура, комфортная. Ощущений практически никаких. После операции, единственное, что было, — это затуманивание зрения. Сейчас с каждым днем становится всё четче и лучше. Остроты зрения еще нет, но оно восстановилось, я замечательно вижу и уже даже могу читать и работать, — рассказала пациентка Оксана Плотникова.
Женщине еще предстоит реабилитационный период. Необходимо некоторое время, чтобы восстановилась поверхность роговицы. По словам специалистов, на это требуется около месяца, иногда больше, в зависимости от сложности случая, но так или иначе, пациент практически сразу после операции чувствует изменения в лучшую сторону, зрение повышается с дальнейшей перспективой улучшения.
Это была не первая сложная операция, которую провели самарские врачи. В январе 2022 года в больнице имени Иванова юному пациенту установили за грудиной металлическую пластину, индивидуально изогнутую под тот вид деформации, который был у ребенка. В апреле 2021 года хирурги больницы Середавина спасли 1,5-годовалую девочку с врожденной патологией — у нее не было пищевода. В августе 2021 года врачи пришили руку 11-летнему мальчику, пострадавшему в ДТП. А в декабре в областной больнице имени Ивановой спасли жизнь новорожденному ребенку, у которого внутренние органы развивались и росли не в брюшной полости, а в пуповине.