В продаже недвижимости мелочей не бывает. Здесь важно все - начиная от правильности оформления документов и заканчивая умением профессионально позиционировать объект. Причем именно от того, насколько грамотно будет представлена квартира покупателям, зачастую зависят сроки ее экспозиции на рынке.
В выгодном свете
У каждого объекта недвижимости есть как свои плюсы, так и минусы. Причем то, что является плюсом для одного покупателя, может быть минусом для другого. Кто-то любит находиться в солнечном помещении, кому-то больше по душе тень. Один в принципе не рассматривает как возможный вариант угловые квартиры, другому наоборот, нравится, когда из окна можно созерцать уличные красоты в двух направлениях. Для молодых семей важно, чтобы неподалеку находились детский сад и школа, для покупателей пенсионного возраста наличие этих объектов наоборот, является нежелательным фактором, поскольку наверняка обеспечат лишний шум с улицы, а кроме того, будут создавать автомобильные «пробки» во дворе в утреннее и вечернее время. Поэтому, прежде чем акцентировать внимание покупателя на достоинствах квартиры, необходимо как можно тщательнее выяснить его предпочтения и пожелания. Если человеку важно жить в помещении, залитом солнечном светом, не стоит приводить его в предлагаемую квартиру вечером или пасмурным днем – покупатель непременно должен увидеть объект в наиболее выгодном виде и оценить все его достоинства.
«Профессиональный риелтор всегда постарается сообщить обо всех плюсах объекта, а также указать минусы и возможные способы их устранения», - поясняет генеральный директор АН «Дом Ист» Ирина Рязанова. Например, если квартира небольшой площади, но в ней есть встроенные шкафы, необходимо привлечь внимание покупателей к возможности избавиться от них и таким образом увеличить жилую площадь. Если покупатель задумывается о том, чтобы расширить пространство и снести стены, риелтор может подсказать, какие стены можно сносить, какие нельзя, и в каком случае это действие потребует узаконения.
Обратить минус в плюс
«При продаже квартиры практически любой минус можно преподнести как плюс, - считает исполнительный директор АН «Феррум плюс» Ольга Добрякова. - Причем, если речь идет о так называемых нестандартных квартирах, то у покупателей зачастую именно такие спорные решения вызывают повышенный интерес». Например, малометражная квартира в новом доме является более ликвидной, чем более просторная квартира на вторичном рынке. Отсутствие балкона зачастую отпугивает покупателей только на первый взгляд. Ведь белье можно сушить и в квартире – для этого существуют весьма компактные и удобные сушилки, но зато за счет отсутствия балкона, как правило, увеличивается площадь комнаты, что особенно важно, когда речь идет о малогабаритных квартирах. Если полуторакомнатная квартира является недостатком для тех, кто рассчитывает на двухкомнатную, то для покупателей, у которых на более просторное жилье не хватает средств, это может стать прекрасной альтернативой однокомнатной квартире.
В угловых комнатах, зачастую нелюбимых нашими потребителями, как правило, бывает два окна, что улучшает инсоляцию и расширяет видовое пространство. Считается, что эти квартиры обычно бывают более холодными, но это не совсем так. Если коммунальные службы работают плохо, мерзнуть зимой придется жителям всего дома, и наоборот – при хорошем отоплении тепло будет во всех квартирах, в том числе и в угловых.
«Продавая квартиру, покупателям необходимо показать перспективу проживания в ней, - считает Ольга Добрякова. - Ведь люди, попадая в незнакомое помещение, зачастую теряются и потому не замечают многих важных моментов, которые, если риелтор не представит их как положительные, могут быть истолкованы в дальнейшем как отрицательные».
Преимущества явные и скрытые
По мнению специалистов рынка недвижимости, в зависимости от специфики продаваемого объекта стоит указывать или не указывать некоторые характеристики квартиры. Например, о наличии поблизости школы или детского сада лучше умолчать, если речь идет о квартире на вторичном рынке. Продавая же жилье в новостройке, можно и указать эти факты, поскольку в новых домах квартиры чаще приобретают молодые семьи, для которых это важно. А вот на наличие индивидуальной планировки или хорошего ремонта, чистого подъезда или тихого двора стоит указать в любом случае, поскольку эти факты являются преимуществами практически для всех покупателей. Но при этом, приводя покупателя на просмотр, стоит иметь в виду и те плюсы, которые могут заинтересовать определенную категорию людей. «Когда покупатель насчитает много плюсов, те недостатки, которые тоже, конечно же, есть в любой квартире, могут показаться совсем незначительными – ведь основные параметры, которые он хотел видеть в этом объекте, присутствуют», - считает Ирина Рязанова.При этом если покупатель задает вопрос, ответить нужно обязательно. Даже если придется указать на какие-то недостатки квартиры, о которых хотелось бы не говорить. «Когда вы говорите правду, она зачастую не кажется такой уж страшной. А вот если умолчать о каких-то недостатках, они могут вырасти в глазах покупателя просто до гигантских размеров», - поясняет Ирина Рязанова.
Творческий подход
Процесс продажи квартиры нередко требует творческого подхода как от ее владельца, который наверняка знает обо всех ее достоинствах и недостатках, так и от риелтора, который как специалист сможет заметить те положительные факты, которые ускользнут от внимания продавца.
«Нередко бывает так, что для успешной продажи объекта нужно всего лишь перепоручить ее другому риелтору, поскольку занимающийся объектом в настоящее время просто не умеет его грамотно экспонировать», - делится наблюдениями Ирина Рязанова. И еще один практический совет. Если в квартире, которую вам нужно продать, не сделан ремонт, ни в коем случае не затевайте его. Средств это потребует немалых, хлопот тоже, а на стоимости объекта это почти никак не отразится. Хотя бы потому, что, въезжая в новую квартиру, люди зачастую переклеивают обои и перестилают полы на свой вкус, при формировании же цены квартиры решающими оказываются несколько иные факторы, нежели хороший ремонт. Поэтому выгоднее при продаже такого объекта немного уступить в цене, сделав ее таким образом более привлекательной для покупателя.