Строительство крематория в Самарской области — тема проблемная и неоднозначная. Огромный отклик у читателей вызвал наш материал о том, что власти впервые официально назвали место, где, возможно, и будет возведен объект, — сельское поселение Хорошенькое в Красноярском районе. На тему строительства крематория по просьбе 63.RU высказался и известный эколог Сергей Симак. Почитайте его мнение на этот счет.
— Так сложилось, что все люди смертны. До пандемии в России ежегодно умирало около 1,8 миллиона человек, сейчас — около 2,5 миллиона. Три четверти населения России живут (и умирают) в городах, поэтому вблизи них быстро растут «города мертвых», занимая все более-менее доступные земли и делая невозможным развитие населенных пунктов для живых.
Причем содержание кладбищ — недешевое удовольствие. Из-за этого на них множество заброшенных могил. А большинство российских кладбищ выглядят просто удручающе и недостойно.
Единственным разумным выходом мог бы быть переход к кремации, с красивыми, компактными и недорогими в обслуживании колумбариями. В крупных городах таких, как Самара или Тольятти, это необходимо было делать еще лет 30–40 назад.
Разумеется, всегда возникают вопросы об экологической безопасности крематориев. В отличие от любого химического или металлургического производства, которых везде множество, даже от типичной угольной или дизельной котельной, состав газов, образующихся при кремации, достаточно ограничен, заранее известен и контролируем условиями сжигания. Поэтому обеспечить экологическую безопасность таких объектов несложно.
Планы по размещению крематория власти Самарской области вынашивают уже несколько лет. Сначала его хотели построить под Самарой, недалеко от кладбища «Рубежное». Чиновники даже нашли инвестора, который бы помог реализовать проект. Но местные жители выступили против, и от идеи пришлось отказаться. В середине апреля 2021 года стало известно, что проект снова разморозили. В обсуждении вопроса принимали участие чиновники из Самары, Волжского, Кинельского и Красноярского районов, регионального министерства строительства и инвесторы. На то, что место выбрано, косвенно указывал тот факт, что земельные участки, на которых хотели размещать крематорий, внесли в генплан территории. Однако в июле 2021 года стало известно, что подготовка к работам шла с нарушениями. По мнению прокурора Самарской области Сергея Берижицкого, власти халатно подошли к обсуждению вопроса с местными жителями.
В протестах против строительства крематориев гораздо больше эмоциональной составляющей. И потому что люди боятся нового, и потому что традиции захоронений и похорон у всех народов весьма консервативны и пропитаны еще и религиозной традицией.
Кстати, у славян и угро-финских народов, которые в основном стали основой для русского этноса, были две традиции: сжигания покойников и захоронения их в земле или в древесных колодах. В лесной зоне, где было много дров, больше сжигали, а в степной — хоронили. Только после распространения христианства, зародившегося на Ближнем Востоке, где с дровами — проблема, традиция захоронения в земле вытеснила остальные. Те, кто читал мифы Древней Греции, помнят о погребальных кострах героев Троянской войны, например. А в Индии, Китае и Японии это и сейчас один из основных вариантов нормы. Так что и исторически в кремации нет никакой проблемы.
Разумеется, строительство крематориев категорически не выгодно тем, кто сейчас занимается похоронным бизнесом. Он является одним из самых доходных: минимальные затраты на похороны в Самаре составляют 50 тысяч рублей. Причем 2/3 этой суммы — «черным налом». Ежегодно в Самаре умирают примерно 20 тысяч человек — это 60 человек в день. То есть при минимальных расценках на кону стоят почти 3 миллиона рублей каждый день.
Конечно, кремация и захоронение в колумбарии обойдутся родственникам умерших в разы дешевле, но и заработать на этом можно будет гораздо меньше.
Я бы совершенно не удивился, узнав о том, что протесты против строительства крематория аккуратно подогреваются: такая овчинка стоит выделки.
А при проектировании и принятии решения о строительстве крематория, разумеется, как и при размещении любого другого промышленного объекта, необходима техническая и экологическая экспертизы и учет общественного мнения. Важно, чтобы это было честно как с одной, так и с другой стороны.
Согласны с автором?