Православие, католичество, протестантизм — всё это звенья одной религиозной «цепи» — христианства. В России самая распространенная конфессия — православные христиане. А вот в самых экономически благополучных странах мира популярен протестантизм. В чем разница между тремя направлениями, казалось бы, одного и того же? К каким источникам информации обращаться, чтобы понять разницу? Стоит ли доверять своим ощущениям или здравому смыслу? На эту тему порассуждала наша SMM-редактор Александра Агафонова.
Меня крестили в 4 года: я запомнила душный запах ладана, разодетого в золотые одеяния попа, очень сладкий глоток вина — всё как полагается в православной культуре. На этом мой контакт с православием временно прекратился.
В возрасте 10–12 лет мы с папой стали рассуждать о религии. Во главу угла было вынесено, что всё это — неправда, а Библия — самый богатый и изысканный источник сказок и персонажей. Причем это было небезосновательно: в 14 лет я прочла книгу Николая Александровича Морозова о тотальной фальсификации человеческой истории. Он писал, что библейские тексты — это отражение реальных астрономических наблюдений средневековых астрономов-христиан.
Любые попытки, например, моей бабушки, приобщить меня к православию, заканчивались тем, что как только я переступала порог храма — мне становилось плохо: я начинала задыхаться. Однажды мы простояли около трех часов жарким летом, чтобы попасть к Матроне и поцеловать ее мощи… В итоге я в ужасе выбегала из храма, задыхаясь, подгоняемая веником и местными приходскими бабками с криками: «Бесы выходят! Бесы выходят!»
Следующий раз я переступила порог церкви в 22 года, имея за плечами жизненный опыт, который, как мне казалось, проще будет пережить, обратившись к религии. Тогда я еще не знала, что христианство может быть и другим, например, католическим. Но сначала о православии.
Плохого самочувствия я не наблюдала, но ощущение театральных декораций преследовало меня в каждом храме. Православная церковь изобильна на всё: на иконы, на золото, на просьбы о «добровольно-принудительных» пожертвованиях, на круглолицых батюшек с айфонами, на едкие замечания настоятельниц про внешний вид (отсутствие юбки для них — как красная тряпка для быка)...
Недавно я впервые побывала в самарском костеле и была поражена: минимализм, тишина, сдержанность, последовательность икон (не аляпистых!), три эстетически прекрасных статуи, скамьи, чтобы сидеть… Мне провели экскурсию от и до по храму, рассказали его историю, которую можно прочитать здесь.
Спустя неделю я вернулась туда с искренним интересом узнать, что такое католичество — на вечерней мессе.
Непринужденная обстановка: как хочешь, так и крестись. Молитвы были без диких песнопений, а наоборот, девушка в храме очень красиво пела. И в совокупности с величественной картиной Сальвадора Дали — это был катарсис!
Удовлетворив свой интерес католической мессой воочию, я обратилась к другим источникам информации, чтобы подвести для себя небольшую черту различия христианства в религиозном вопросе.
Одно дело, когда ты приходишь в единственный католический храм в Самаре и ощущаешь себя уютно и спокойно. Другое дело, если рассматривать это направление христианства в разрезе истории стран, где католичество распространено больше. Покопавшись в разных ресурсах и поговорив с образованными людьми, я увидела странные нестыковки. Например, змееголовый зал Папы Римского в Ватикане, в котором расположена скульптурная композиция под названием «Воскресение»: образ Христа, но какой? Напоминающий змею. При этом в Библии сатана преподносится в образе рептилии!
Протестантизм популярен в скандинавских странах, США, Германии. Помимо консервативной ветви — лютеранства — насчитывает множество других: баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. И у каждой из них свои догмы и противоречия.
Религия изначально была создана как нечто иррациональное, не требующее доказательств, но имеющее догмы. Проблема кроется в том, что ее интерпретация искажена. С одной стороны — православными батюшками с толстыми пузами, с другой стороны — католической «змееголовой дьявольщиной». Третьей стороной, протестантской, которая не признает ничего, кроме Библии и Бога, имеет еще больше «масок» и является самой «молодой» конфессией.
Я сделала вывод, что нужно иметь смелость и пользоваться своим правом на знание. Не ищите ответы на вопросы в чужих книгах или стереотипном мышлении большинства. Станьте исследователем: сходите, посмотрите, постарайтесь почувствовать. Зачем смотреть на мир сквозь призму чужого сознания, каким бы верным оно ни казалось? Создайте сначала свое представление, пронизанное личной критикой, а потом уже читайте и Морозова, и Библию.
Какое христианское направление вам ближе?