Наука интервью «Кровавое пятно» на карте: под Самарой будут искать точное место битвы Тимура и Тохтамыша

«Кровавое пятно» на карте: под Самарой будут искать точное место битвы Тимура и Тохтамыша

Какие тайны скрывает это средневековое сражение?

Археологам предстоит найти следы легендарной битвы

Самарские ученые решили поставить точку в дискуссии о месте легендарной битвы двух правителей крупнейших средневековых государств: хана Золотой Орды Тохтамыша и среднеазиатского Эмира Тимура. Сражение произошло в 1391 году, но многие его тайны так и остались не раскрыты. Точное место битвы поможет ученым восстановить картину сражения того времени, понять тактику, с помощью которой воинам Эмира Тимура удалось разбить Золотую Орду. А это заложило фундамент для освобождения Руси из-под влияния монголо-татарского ига.

Почему место битвы ищут на территории Самарской области? И какие артефакты того времени сохранились в нашем регионе? Об этом и многом другом мы поговорили с учеными, кураторами проекта поиска точного места сражения доцентом кафедры социологии и культурологии Самарского университета, археологом Сергеем Зубовым и историком Александром Назаровым.

Хан Тохтамыш (1342-го по 1406-й) — потомок Чингисхана. Правил Золотой Ордой с 1380 по 1395 год.
Эмир Тимур (1336-го по 1405-й) — среднеазиатский завоеватель, который основал империю Тимуридов на территории современного Афганистана, Ирана, Ирака, северной Индии и Центральной Азии и стал первым правителем династии Тимуридов. В истории он также известен под именем Тамерлан. Правление Тимура длилось с 1370 по 1405 год.
Противостояние Тимура и Тохтамыша произошло из-за территориальных претензий на земли современного Азербайджана и Хорезма (территория современного Туркменистана).

«Воины прошли пешком путь, равный расстоянию от Самары до Парижа»

— Откуда мы знаем, что на территории Самарской области произошло сражение Эмира Тимура и хана Тохтамыша?

Александр Назаров (А. Н.): — О том, что на территории Самарской области произошло сражение двух крупнейших государств Евразии второй половины XIV века, стало известно благодаря летописи «Зафар Наме», она же «Книга Побед», которая в своем первом варианте была написана персом Низам ад-Дином при жизни Эмира Тимура, а чуть позднее переписана по заказу его внука.

«Зафар-наме» — историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Эмира Тимура. Написано на персидском языке по заказу внука Тимура в середине XV века.

Александр Назаров курирует проект как историк

Есть и другие источники, но они были созданы спустя несколько десятков лет и, естественно, требуют более тщательного изучения того, кто и что писал. Тем не менее исторических источников достаточно много, которые утверждают, что событие было, однако все они описывают это со стороны войска Тимура. Со стороны Золотой Орды письменных источников нет. Они не уделяли никакого внимания летописным делам. Мы узнаем историю Золотой Орды из каких-то политических переписок, ярлыков, которые выдавали князьям, и монет, которые чеканились с именем хана.

К выводу, что битва произошла именно на территории Самарской области, ученые пришли в процессе изучения «Зафар-наме». В книге был расписан путь войска Эмира Тимура из Самарканда к месту сражения.

В своих исследованиях ученые опираются на материал летописи «Зафар-наме»

— И каков этот путь?

А. Н.: — Предположительно 300 тысяч воинов Тимур провел в Самарскую область через Сибирь. Для понимания, что такое 300 тысяч воинов. Наш стадион в Самаре, «Солидарность Арена», вмещает 30 тысяч человек, а это 10 стадионов.

По словам историка войны прошли путь как от Самары до Парижа

Путь армии Тимура составил 3,5 тысячи километров. Это как расстояние от Самары до Парижа. Армия Тимура выступила в поход в январе 1391 года. К апрелю армия, в составе которой были конница и пехота, прошла пустыню Голодную Степь в Средней Азии, вышла в горы Улытау в Казахстане. Там Тимур воздвиг обелиск «в назидание потомкам».

Когда запасы продовольствия, что всё это время воины несли с собой, стало заканчиваться, Тимур устроил облавную охоту для всей своей армии. Она же стала и последней тренировкой для бойцов.

Но войско это не только солдаты, это еще и обеспечение. Я иногда в шутку говорю, что масса сражавшихся людей равносильна тому, если бы сейчас в чистое поле вышли друг напротив друга все жители Самары и Тольятти. Ширина пути армии, которая двигалась к месту сражения, составляла условно километр. До места сражения войско дошло за полгода.

После Сибири и переправы через Урал между Орском и Оренбургом до места сражения войско Тимура шло по известной в те времена и сохранившейся по сей день дороге на Самару. По мнению дореволюционного российского военного историка Иванина, это самый короткий путь и вести там огромную армию было логично. По всей видимости, войско Эмира Тимура дошло до местности, где сейчас располагается Самара, а после развернулось в сторону Красного Яра и Кошек.

— Как в те времена выглядела территория Самарской области?

А. Н.: — Территория региона не была густо заселена. Имелось лишь несколько небольших поселений в районе Тольятти, сёл Екатериновка и Владимировка. На территории Самары были мордовские поселения, по крайней мере, мы знаем Барбошинский могильник на одноименной территории в городе. Само селение было чуть ниже, у Волги.

Барбошинский могильник — крупнейший некрополь золотоордынской эпохи, находится в границах 9-й Просеки, улицы Солнечной, Ташкентской, Демократической, Студеного оврага и леса Дубки.

— Чем занимались местные жители на территории региона?

А. Н.: — Золотоордынские правители переселили сюда людей для своих нужд: вырубки, сплавки леса туда и рыбалки. Во время битвы местные жители сбежали с этой территории, и на много лет земля осталась выжженной, пришла в запустение.

В те времена на территории Самарской области было немноголюдно

Кондурча — это «кровавый ручей»

— В Самарской области сохранилось что-то с тех времен?

А. Н.: — Как минимум отголоски сражения сохранились в ряде самарских топонимов. Среди них, например, название села Кошки. Раньше шутили, что Кошки пошли от выражения «кошки-мышки», но теперь про них забыли и связывают название села с кошем.

Кошем казаки называли ставку, владения какого-то войска или конкретного хозяина. При этом чье именно войско могло стоять на месте современного села Кошки, неясно: то ли хана Тохтамыша, то ли Эмира Тимура.

Примерно та же история с рекой Кондурча. «Река» добавили уже мы, современники. Название пошло из тюркских языков, где гласные читаются сложно. Я как-то в беседе с узбеками произнес это слово, на что меня поправили, сказав, что есть выражение «кондырча», которое переводится как «кровавое пятно». Таким образом, мы можем говорить, что наши поселки Верхняя и Нижняя Кондурча, сама река, получили названия вследствие кровавого сражения, которое связано как раз с Тохтамышем и Тимуром. Река и село Кандабулак в Сергиевском районе, не совсем точно, но можно перевести как «кровавый ручей».

— А есть ли какие-то артефакты?

А. Н.: — Вероятно, сражение на Кондурче оставило и другие «шрамы» на территории Самарской области. Например, оборонительные рубежи со рвами. Один из таких нашли как раз у слияния рек Кондурча и Сок. Он ограничивает треугольник, который образуется у слияния рек. Длина его — 11 километров, около 12. Высшую точку этого сооружения в 140 метров местные жители называют Алтай-гора. При этом ров в хорошем состоянии, хотя и зарос деревьями. Очевидно, что у него было военное назначение. Через каждые 535 метров там есть специфические проходы в форме зигзагов. В Кандабулаке есть такой же ров, только длиной 13 километров.

— Так где же всё-таки может находиться точное место сражения?

А. Н.: — Место боя в «Зафар-наме» указано следующим образом: сражение произошло 18 июня 1391 года в местности Кондурча. В книге упоминается, что разбитое войско Тохтамыш-хана бежало в сторону реки Волги, воины Золотой Орды пытались скрыться на островах. Кроме самой битвы, в документах упоминается место пира Тимура, которое переводится на русский как «каменный остров», правда, что это за место, пока до конца не ясно. Мы считаем, что битва произошла в треугольнике Красный Яр, Сергиевск и Кошки.

Если предположить, что битва могла произойти в стороне Кошек, то тянулось сражение до Тольятти, пока войска бежали. То есть мы можем сказать, что условно наш аэропорт Курумоч — это место сражения.

— Об участии в поиске места битвы уже заявили ученые разных регионов России и стран мира. Почему сражение на территории Самарской области вызывает такой интерес?

Сергей Зубов (С. З.): — Само сражение сыграло большую роль в политике многих стран средневекового мира. Дополнить свою историю новыми фактами решили ученые из Казахстана, Азербайджана, Ирана и Узбекистана. Чтобы установить точное место битвы, ученым из разных сфер предстоит скооперироваться и использовать самые современные технологии.

Самарские ученые Сергей Зубов и Александр Назаров представляют костяк проекта по поиску места сражения

А. Н.: — Одна из наших задач обследовать рвы у слияния рек Кондурча и Сок, чтобы понять, относятся ли они к этому событию. Если у нас получится датировать возраст этих рвов XIV веком, то тогда появится шанс что-то найти на этой территории.

Также нас заинтересовали подозрительные валы у поселка Мирный. Они могут быть остатками сельскохозяйственной деятельности Советского Союза или же относиться к XIV веку и битве ханов. Это также предстоит установить в процессе реализации проекта.

— Ученым каких наук предстоит сотрудничать вместе?

С. З.: — Чтобы установить точное место битвы, ученым из разных сфер предстоит скооперироваться и использовать самые современные технологии. В проекте по изучению военного похода Эмира Тимура в Дешт-и-Кыпчак в 1391 году мы предполагаем плотно сотрудничать с естественниками. Конечно, историки и археологи — это костяк, но чем хорош Самарский университет, так это тем, что здесь есть сильные в научном плане естественно-научные направления и ученые, их представляющие: химики и физики. Не случайно мы уже взяли на вооружение разработки наших специалистов — физиков-оптиков — гиперспектрометр. Это аппарат, который позволяет с помощью беспилотников снимать поверхность Земли и по цветовой гамме, раскладыванию спектра, понимать, где было совершено какое-то захоронение, расположен очаг, там цвет растительности меняется. Человеческому глазу это не заметно, а вот прибор точно определяет этот участок в определенном спектре. Этот метод применяют даже в военных целях, например, для поиска мин. Мы надеемся, что такой гиперспектрометр поможет нам найти то место, где когда-то стотысячное войско выкладывало свои костры на бивуаках. Надо провести химические исследования почвы. Представляете, сколько тысяч лошадей справили нужду в поле! Это сколько аммиака там в почву ушло! Химикам предстоит определять следы кальция и фосфора в пробах земли. Этот проект перспективен с точки зрения развития самой археологии. У нас же до сих пор мало используют современное оборудование. Говорят, что археология — это наука лопаты. Берешь лопату и копаешь, но надо же знать где копать, куда ее воткнуть. Здесь без помощи ученых из других областей науки мы не продвинемся далеко. Мы можем взять лопату и методом разведочной шурфовки искать место сражения и бивуаков на площади нескольких сотен квадратных километров, но на это и десяти жизней не хватит!

По словам Сергея Зубова, основной метод, на который возлагают надежду ученые, — это лазерное сканирование

То есть территорию археологических поисков нужно максимально сузить и перед тем, как выйти на уже выбранную территорию с лопатой, исследователям предстоит изучить местность различными методами, накладывая их результаты друг на друга.

— Какой метод поиска будет приоритетным в проекте?

С. З.: — Лазерное сканирование. Тот самый LiDAR, благодаря которому нашли города и поселки в джунглях Южной Америки. Он позволяет построить модель территории без деревьев, строений и прочего. Остается только рельеф.

Таким образом мы сможем присмотреть оптимальные места для сражения. Их может быть 2, 3, 5, 10, которые более или менее соответствуют описанию битвы в письменных источниках. Дальше мы будем использовать методы химического анализа почв, проводить гиперспектральную съемку и только потом на основании этих данных перейдем к рекогносцировочному зондирования почвы. Очертив перспективные участки можно будет приступить и к непосредственно археологическим раскопкам. Потому что невозможно перекопать 100 квадратных километров. Это будет попытка ткнуть пальцем в небо. Археологические работы будут в самом конце, когда мы уже выберем два самых главных возможных места. И вот когда мы уже будем на 90% уверены, что, скорее всего, это место сражения, мы археологическими методами докажем, что да, это оно. Это уже будет финал, как говорит молодежь, стопудовое доказательство. Если этого не будет, то надо будет искать другие места.

Артефакты, которые найдут ученые, передадут в музей

«Находки сдадим в музеи»

— Какие находки вы планируете обнаружить?

С. З.: — Остатки быта солдат: подковы, наконечники стрел, возможно, обрывки кольчуги или панцирные пластины защитного снаряжения, сломанное клинковое оружие. Все находки будут обязательно переданы в музей.

— То есть оставить их на территории региона нельзя?

С. З.: — Если мы найдем место сражения, очень большое количество артефактов, и будет принято политическое и экономическое решение о создании на территории Самарской области какого-то музейного комплекса с приданием ему необходимых функций, то сдавать находки можно будет прямо туда на постоянное хранение и формирование экспозиции. Конечно, о частных и ведомственных музеях тут речь не идет.

— Сколько времени займет поиск места сражения?

С. З.: — Мы планируем реализовать проект в течение пяти лет. Конечно, дело может серьезно затянуться.

— Почему так важно найти место этой битвы?

С. З.: — Это поможет восстановить полную картину событий тех лет. Ландшафт местности подскажет, как вообще велось это сражение и как оно могло вестись с учетом той местности, где оно происходило. Если нам удастся найти место генерального сражения, мы сможем установить предельную численность войск.

Также мы сможем рассмотреть какие-то тактические приемы, которые частично описаны в источниках, соотнеся их с реальными ландшафтами.

А еще локализация места битвы может стать весьма значимой туристической точкой притяжения и повышения уровня известности Самарской области.

А. Н.: — Еще одна важная гипотеза, которую предстоит доказать в процессе исследования, — это возможное присутствие на поле сражения Московского князя, Василия I.

Василий I Дмитриевич — великий князь Московский и Владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Донского.

Это позволит пересмотреть историю становления Российского государства. Ведь после боя, в 1392 году, произошел первый случай бескровной передачи части земель от Золотой Орды московскому княжеству путем выкупа ярлыка на Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу и Муром. На это обратил внимание еще Лев Гумилев, который писал, что войско Василия I участия в битве не принимало. Есть мнение, что Василий был на месте битвы, но не бился на чьей-либо стороне.

Лев Николаевич Гумилев (1912-го по 1992-й) — советский и российский ученый, писатель и переводчик, археолог, востоковед и географ, историк, этнолог, философ. Создатель пассионарной теории этногенеза, согласно которой некоторые этносы, на которые влияет энергия Солнца и космических лучей, склонны к активной деятельности на изменение своей жизни и окружающей обстановки. Сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления