Проехаться с ветерком — это точно не про Московское шоссе в Самаре. Особенно когда в городе час пик. Километровые пробки на магистрали — боль и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта. Вместе с экспертами мы подобрали четыре варианта, как можно ускорить Московское шоссе.
Московское шоссе — часть федеральной трассы M-5, проходящая в Самаре. Входит в десятку самых длинных улиц России. Длина шоссе — 16 километров, оно проходит по территории Октябрьского, Промышленного, Кировского и Красноглинского районов.
Вариант 1. Второй этаж Московского шоссе
Вариант, на первый взгляд, утопический. Однако при должной денежной поддержке вполне реализуем. Воскресить этот вариант ускорения Московского шоссе предложил экс-министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Борис Ардалин во время круглого стола на тему развития транспортной инфраструктуры Самарско-Тольяттинской агломерации.
Сейчас проект не по карману региональному бюджету. По информации Минтранса Самарской области, реализация идеи обойдется в 80 миллиардов рублей. Однако Борис Ардалин считает, что от идеи отказываться не стоит.
— Эту пугающую цифру нужно забыть и провести переговоры, скажем, со специализированными фирмами Китайской народной республики, которые сделают это гораздо дешевле, быстро и в рамках частного-государственного партнерства. В такой проект с удовольствием вложатся частные инвесторы. И через 2–3 года самарцы уже смогут пользоваться вторым этажом Московского шоссе, — поделился с 63.RU своей точкой зрения Борис Ардалин.
Он напомнил, что второй этаж магистрали задумывался как эстакада, которая пройдет от территории бывшего ГПЗ-4 (примерно от пересечения Московского шоссе и улицы Мичурина) до «Икеи».
— По этой эстакаде можно будет выехать за город буквально за 15 минут. Второй этаж Московского шоссе должен быть платным. По нашим законам, для платной дороги должен быть и бесплатный дублер. Им и станет первый этаж Московского шоссе. Платная дорога просчитывается, тот же инвестор будет «отбивать» эту дорогу 20–30 лет, а, может быть, при такой загруженности и 10 — и тогда дорога может стать бесплатной, — отметил экс-министр транспорта.
По словам Бориса Ардалина, по желанию заказчика дорога может быть рассчитана только на легковой транспорт или в том числе на грузовой (в этом случае конструкции эстакады надо делать более прочными).
Как считаете, такой вариант спасет Московское от пробок?
Вариант 2. Надземные переходы и транспортные развязки на перекрестках
По логике, такой вариант должен значительно сократить простои на перекрестках. Такую организацию дорожного движения можно наблюдать, например, в Казани.
Надземные переходы ускорят движение и по прямой магистрали (без перекрестков). Водителям не придется останавливаться на светофорах или перед «зебрами», и ждать, когда пешеходы закончат пересекать проезжую часть. Сейчас такой объект начали строить в районе 10-го квартала на Мехзаводе. 120-метровый переход шириной более четырех метров будет сооружен из сборных алюминиевых конструкций. Здесь установят лифты для маломобильных и пожилых граждан.
— Проект перехода с гнутой аркой, который разработали для Самары, по конструктиву уникален. Он будет самым длинным крытым пешеходным переходом из алюминия в стране. Таких мостов еще не проектировали. Есть в Нижнем Новгороде и Красноярске, но они больше классические. А здесь инновации налицо, это симбиоз новых технологий. Смотрится легко, а не громоздко. Алюминий тем и отличается, что эстетично выглядит с архитектурной точки зрения. И по безопасности переход соответствует всем нормативам, — рассказывал руководитель направления транспортной инфраструктуры «Алюминиевой Ассоциации России» Евгений Васильев.
Еще один надземный пешеходный переход планируют построить на пересечении Московского шоссе с улицей Авроры. Там же собираются сделать многоуровневую развязку. Такие уже есть на перекрестка с проспектом Кирова и Ракитовским шоссе.
Как думаете, переходы и развязки — вариант для ускорения магистрали?
Вариант 3. Дополнительные полосы в ширину
По дополнительным полосам можно было бы пустить общественный транспорт, тогда основные оказались бы более свободными. И автомобили ехали бы быстрее, не тратя время на пропуск автобусов и троллейбусов к остановкам и от них. Такой вариант возник при обсуждении вопроса о выделении полос для общественного транспорта.
— Мы за выделение полос для движения общественного транспорта, но не за счет существующих. Нужно строить дополнительные. Иначе пропускная способность дорог сократится. Это позиция Госавтоинспекции, и мы от нее не отступаем, — рассказал в интервью 63.RU начальник отдела дорожной инспекции регионального УГИБДД Артем Кудашев.
Как вам этот вариант?
Вариант 4. Сужение Московского шоссе до четырех полос
Этот вариант полностью противоположен предыдущему. Однако в том, что именно он спасет магистраль от вечных пробок, уверен самарский урбанист Вадим Алексеев.
— Московское шоссе нужно сужать. И по центру делать BRT (bus rapid transit) — собственно, это нам РОСДОРНИИ и предложило. Вместо семи полос оставить только четыре, — сказал Вадим Алексеев.
Скоростной автобус (англ. Bus rapid transit, BRT) — организация автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающегося более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надежность, провозная способность). От обычных автобусов скоростные системы отличаются несколькими особенностями: трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью); на перекрестках автобусы имеют преимущества; часто используются нестандартные автобусы, например многосекционные.
По словам собеседника 63.RU, развязки и расширение дорог не работает как инструмент транспортной политики.
— Они сделают городскую среду только хуже. Потратятся миллиарды на инфраструктуру, которую потом сносить. От строительства развязок выигрывает только подрядчик, который ее возводит. Передовые города сносят развязки или закрывают их для машин и делают из них новые общественные пространства, — пояснил свою точку зрения Вадим Алексеев.
Урбанист считает также, что градостроительная политика в Самаре ошибочная, и «власти совершают те же ошибки, что и Европа с Америкой 50 лет назад». Не нужны городу, по словам Вадима Алексеева, и надземные и подземные переходы.
Как по-вашему, сужение поможет Московскому шоссе?
— Это зло, и в городе их быть не должно, или они должны дублироваться наземным переходом. 30% людей по статистике маломобильны, и они будут страдать каждый раз при попытке воспользоваться надземными и подземными переходами. Будут перебегать дорогу и рисковать жизнью, — отметил политик.