Не все эксперименты одинаково хороши. Особенно, если они касаются людей и общественного транспорта. Новые правила входа в самарские автобусы вызывают немало вопросов и сомнений об уместности. Журналист 63.RU проверил на себе, насколько неудобными стали поездки в новых условиях.
Недавно заметил интересный парадокс: вечером по Московскому шоссе можно добраться от работы до дома всего за 20 минут. И это на автобусе, который, согласно стереотипу, в час пик за 20 минут проезжает только одну остановку. Да, весь путь придется стоять, причем в плотно забитом салоне, зато быстро. И если произойдет поломка, то можно относительно оперативно пересесть и продолжить путь. С трамваями такой фокус не пройдет. Если встал, то стоят все, причем долго. Иногда в обоих направлениях.
Но недавно в автобусах ввели новые правила. Теперь войти можно только через переднюю дверь, а выйти через заднюю. Плату за проезд принимает водитель или кондуктор, при наличии последнего. Такие правила уже не первый год действуют в других городах: Москве, Саратове, Волгограде, например. Когда с ними столкнулся в первый раз, то сильно удивился. Но затея показалась интересной.
Правда, в других городах открывают все двери разом, но те, кому надо войти, сознательно собираются напротив первой двери. Да и автобусы там другой конструкции, пошире. С нашим же, самарским, общественным транспортом такое делать нельзя. Ну, не приспособлены маленькие машины для такого, не приспособлены!
Заметьте, раньше автобус стоял на остановке около минуты. Машина подъехала, двери открылись, пассажиры вышли-вошли, двери закрылись, поехали дальше. Оплатить проезд нужно кондуктору уже в дороге. Теперь же этот процесс растянулся минимум на 5 минут. Причем сделано всё максимально неудобно для пассажиров. Сначала водитель открывает переднюю дверь, по одному впускает всех, выдает билет, закрывает дверь, и только потом выпускает всех желающих. Посмотрите, как много действий в этой цепочке! Думаю, сами водители не до конца осознали, что им надо теперь по очереди всё делать.
И ведь не все пассажиры тоже до конца понимают, что вход только через одну дверь, а выход — через другую (или другие). Объявления снаружи автобуса, кстати, не помогают. Сам видел, как люди начинали ломиться в закрытые двери. И как будто человеческое в пассажирах постепенно исчезает.
Мы перестаем быть людьми, и превращаемся в толпу, где каждый вроде бы и вместе, но сам за себя. Особенно остро это можно ощутить в новых трехдверных автобусах. Если посмотреть на него сверху, то получается бутылка. Узкое горлышко у входа, а дальше идет расширение. И стоит одному дураку подумать, что раз он уже в салоне, то дальше входа идти и не надо, то начинается затор и пробка. А если уж собралось «автобусное комбо» из такого эгоиста, человека с рюкзаком на спине, любителя залипнуть в телефон (обязательно в наушниках), то всё, пробка!
В эмоциональном порыве такие автобусы и автобусами-то сложно назвать. По таким правилам стадо скота обычно перевозят. Меня хватило на три или четыре остановки в таком режиме. Выскочил и пересел на трамвай. Нервы стоят куда дороже одной поездки.
Перевозчик называет такой режим работы автобусов экспериментом. Уже сейчас, спустя всего неделю после «нововведения», можно сказать, что опыт не удался.
Да, в Самаре нельзя так резко, без объявления войны, вводить новые порядки, делать всё, как в столице. Надо постепенно. Только сначала подготовить инфраструктуру для этого. Закупить и пустить другие автобусы, гораздо просторнее. Установить валидаторы и оставить кондукторов. Они нужны для тех, кто до сих пор пользуется наличными. Пожилым, например, или тем, у кого нет транспортных или банковских карт с контактной оплатой. Безусловно, тандем техники и человеческого труда существенно сократит время ожидания на остановке. И открывать не одну дверь на вход, две на выход, а все сразу. Но объяснять, что лучше и правильнее входить через первую. Может быть, тогда и получится не только внедрить, но и закрепить такое.
Согласны с автором?