Самарские власти поумерили аппетиты относительно строительства метро. Из генплана убрали идею строительства третьей ветки. А вторую значительно сократили. Публикуем все детали.
Сейчас в Самаре метрополитен не охватывает даже полгорода. Он включает в себя 10 станций и связывает центр с промышленными районами, где плотность населения в современных реалиях не очень большая. По сути, на метро можно доехать только от «Ладьи» до Юнгородка. И такая ограниченная маршрутная сеть объясняет низкую популярность подземки. В 2019 году пассажиропоток самарского метрополитена составил 13,1 миллиона человек. В 2020 году показатель снизился из-за пандемии коронавируса и введенных ограничений. Он составил 8,78 миллиона человек. Ожидается, что в 2021 году пассажиропоток подземки достигнет 10,49 миллиона человек.
Власти рассчитывают, что увеличить популярность метро поможет развитие маршрутной сети. Для горожан плюс: добраться из точки в точку можно без пробок. Осенью 2021 года жителям представили проект поправок в генплан, которые предусматривали грандиозные проекты по развитию подземки. Схематично они отображены на этом видео.
Вторая ветка метро
Изначально вторую ветку метро планировали построить от Самарского (Фрунзенского) моста до Центрального автовокзала. Она включала в себя 6 новых станций:
«Хлебная площадь» — под Самарским (Фрунзенским) мостом;
«Вокзальная» — на эстакаде, над старым зданием пригородных касс вокзала;
«Клиническая» — на пересечении проспекта Карла Маркса и Владимирской;
«Карла Маркса» — на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Гагарина, над действующей станцией «Московская»;
«Революционная» — на пересечении Маломосковской и Революционной;
«Орловская» — на Московском шоссе в районе Центрального автовокзала.
По представленной в поправках к генплану карте планируемых транспортных объектов, ветка должна была стать протяженнее. Планировали добавить еще несколько станций метро на Московском шоссе — в районе торгового центра «Парк Хаус», пересечения с проспектом Кирова, Ташкентской, Волжским и Ракитовским шоссе.
Во время публичных слушаний особых замечаний от жителей по этому проекту не поступало. Однако его всё равно убрали из карты.
— В документе оставили только существующую ветку, которая заканчивается на станции «Театральная». Вторую ветку метро сократили. В карте обозначено, что ее протянут от железнодорожного вокзала до автовокзала, что соответствует плану Минстроя. Причина — отдаленная перспектива исполнения проекта. Генплан же рассчитан до 2037 года, — объяснил 63.RU руководитель департамента градостроительства Самары Сергей Шанов.
Третья линия метро
Этот проект и вовсе исключили из генплана. Одной из причин стало негативное мнение жителей. Идея оказалась в немилости горожан, так как им пришлось бы поступиться своими землями и домами.
Третью линию метро собирались проложить от Московского шоссе через Гагарина, Партизанскую, Верхне-Карьерную, реку Самару, вдоль Южного шоссе, через Уральскую, Утевскую до Долотного переулка, в районе пересечения с Пугачевским трактом. Станции планировалось сделать в районе пересечения Московского шоссе, проспекта Карла Маркса и Гагарина, а также на Партизанской — у пересечения с улицей Аэродромной, и в поселке Толевом. На участке подземки вдоль Южного шоссе предлагали построить две станции. В том числе — за торговым центром «Амбар». Еще одну станцию собирались сделать в районе пересечения Пугачевского тракта с Долотным переулком.
Большинство противников — владельцы дачных участков в Куйбышевском районе.
— Проложить метро хотят через Кряжский дачный массив КНПЗ, то есть через заселенный частный сектор, большой массив, расположенный между улицами Радио, Утевской и Долотным переулком (Воинской). Товарищество насчитывает около 700 землевладений и домов. Фактически, по предлагаемым изменениям в Генеральный план, под снос попадает более 200 домов и участков, также ликвидируют всю инфраструктуру — электросети, газопровод, водопровод, — высказался один из самарцев.
Также участники общественных обсуждений усомнились, что властям удастся успешно реализовать проект, учитывая особенности Куйбышевского района:
— Куйбышевский район весь построен на болоте, много грунтовых вод. Тянуть верхом — не вариант. Следовательно, нужно будет искать обходные пути.
В итоге чиновники прислушались к жителям и убрали этот объект с карты. Еще одной причиной стала отдаленная перспектива строительства третьей линии метро. Подобные проекты требуют огромного финансирования. Например, строительство только станции метро «Алабинской» обошлось в сумму, превышающую 10 миллиардов рублей. Времени тоже потребуется немало, учитывая, что первую ветку только достраивают, а вторую еще и не начинали.
Обновленный генплан одобрили в городской думе. Теперь его отправят на подпись главе города.