У концессионного соглашения, которое могут заключить власти Самары с инвестором из Москвы, может быть несколько вариантов последствий. Такое предположение озвучили эксперты, к которым редакция 63.RU обратилась за комментарием.
Концессия, о которой идет речь, касается инвестиций в городской электротранспорт. О такой необходимости первой заявила мэр города Елена Лапушкина.
— Стоимость одного трамвая — 70 миллионов рублей. Это колоссальная сумма. И городской бюджет единовременно не может себе позволить закупить полностью новый парк трамваев. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность участия в концессии, чтобы постепенно обновлять подвижной состав, — заявила градоначальник.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Он пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
63.RU удалось выяснить, что к городским властям уже обратились представители компании «Мовиста Регионы Самара». Мы рассказывали всё, что известно о потенциальном инвесторе и об их предложении.
«У Самары средств нет»
Мнения экспертов о необходимости заключения концессионного соглашения разделились. Почетный президент Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко считает, что такой вид сотрудничества нужен Самаре.
— У города нет средств для обновления парка и ремонта трамвайных путей. А концессия может решить эту проблему. Это не панацея, но один из вариантов. Концессионер выполняет определенный объем работ. Взамен получает управление над всей этой инфраструктурой. По похожей схеме у нас строят платные дороги. У государства нет средств, и оно предлагает частникам помочь: выделяет землю, согласует расценки. Концессионер строит, эксплуатирует (обычно речь идет о сроке в 25 лет), а затем передает трассу в собственность государства, — пояснил Дмитрий Яковенко. — Общественный транспорт же более сложная отрасль. Здесь следует помнить про выпадающие доходы. Есть же льготы для граждан. И в бюджете города предусмотрены средства для компенсации перевозчикам. Пока непонятно, насколько частника устроит такое положение дел. Ему необходимо провести аудит.
При этом эксперт не исключает, что после заключения соглашения в Самаре произойдет смена трамвайного перевозчика. Правда, назвать ее безболезненной не получится.
— Если на автотранспорте конкуренция возможна, то в этой сфере — нет. Рельсы-то одни, и услуги будет оказывать одно лицо. Муниципальные предприятия — нерентабельные и неэффективные. В том же ТТУ численность административного состава около 20%. Мне кажется, это много, и частник будет сокращать. Но в первую очередь тех сотрудников, которые не заняты в оказании услуг. Естественно, это повлияет на безработицу, но незначительно. Также не стоит исключать, что будут сокращать и кондукторов. Например, в Москве их нет. Но это уже будет зависеть от того, в какой комплектации в Самару привезут трамваи. Возможно, в них будет автоматическая плата на входе, — предположил Дмитрий Яковенко.
Приход частника может отразиться и на ценах на проезд. По словам эксперта, похожая история произошла в сфере ЖКХ в Тольятти. Там ремонт инфраструктуры доверили частной компании. И они потребовали поднять плату за водоснабжение.
«Всё это звучит красиво, но что будет на деле?»
Другого мнения придерживается депутат Государственной думы Михаил Матвеев. Он считает, что жители Самары рискуют остаться в проигрыше после заключения концессии.
— Опыт мэрии Самары по государственно-частному партнерству (ГЧП) в сфере общественного транспорта я считаю негативным. История с ликвидацией ПАТ показывает, что ставка на инвестора себя не оправдывает. Очень много жалоб на сокращение или ликвидацию маршрутов, увеличение промежутков. Причем речь идет не только об анклавных территориях типа 116-го квартала или Красной Глинки, но и внутри города. Поэтому у меня новость о такой концессии вызывает только тревогу, — пояснил свою точку зрения парламентарий. — Есть города, где трамваев уже нет. Если не ошибаюсь, такая ситуация в Воронеже. При этом трамваи и троллейбусы — самый экологичный и удобный транспорт. И поэтому вместо поиска концессионеров нужно развивать муниципальный транспорт. Мне сложно говорить, какую пользу принесет ГЧП. Построят ли новые ветки по востребованным направлениям типа Кошелева и Южного города? У нас в Самарской области есть негативный опыт концессии. В Самаре, Тольятти и Сызрани, например, сети водоканала передали структурам, близким к Виктору Вексельбергу. И вместо прорывного улучшения мы видим только ремонт аварийных участков. А большую часть расходов на это переложили на жителей. Так может получиться и с трамваями. Концессия приведет только к повышению стоимости проезда. А развития не будет.
Парламентарий не исключает, что соглашение с бизнесменами — всего лишь прикрытие для других целей.
— Заявленные условия звучат красиво. Но уже несколько лет идут слухи, что хотят захватить территорию ТТУ на Фадеева и Мичурина. Якобы там хотят ликвидировать один из трамвайных парков, а землю продать под застройку. Предыдущий эксперимент мэрии Самары в сфере автобусов показал, что идея провалилась. Думаю, это попытка группы лиц заработать, а не вложиться, — предположил Михаил Матвеев.
Пока что городские власти и представители «Мовисты» не пришли к окончательному варианту соглашения. Как заявили 63.RU в мэрии, сторонам еще предстоит обсудить детали, которые касаются объема работ и условий. Судя по всему, это касается и условий возврата инвестиций от города бизнесменам.
Нужен ли самарским трамваям инвестор?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.