Дороги и транспорт Трамваи отдадут частникам подробности «Проезд в трамваях подорожает»: к чему приведет договор властей Самары с бизнесменами

«Проезд в трамваях подорожает»: к чему приведет договор властей Самары с бизнесменами

Концессионное соглашение из слуха стало реальностью

Кто окажется в большем выигрыше от сделки — бизнес или город?

Совсем скоро у самарского общественного транспорта может появиться инвестор. Представители компании «Мовиста Регионы Самара» заявили, что готовы вложиться в трамвайную инфраструктуру. Известно, что бизнесмены готовы купить для города 45 новых трамваев, построить новые пути и обновить старые. Но что они получат взамен? Мы узнали ответ у экспертов. Все они сошлись во мнении, что из-за всего этого может вырасти стоимость проезда.

Автобусы отдали, на очереди — трамваи

Идея привлекать бизнес-структуры к сфере общественного транспорта для Самары не нова. Весной 2018 года перевозчик сменился на городских автобусных маршрутах. На смену обанкротившемуся муниципальному предприятию «Пассажиравтотранс» («ПАТ») пришло ООО «Самара Авто Газ» («САГ»). По условиям контракта, контора получила весь автопарк в аренду до 2024–2025 годов.

Автобусы уже несколько лет находятся в аренде в частников

«СамараАвтоГаз» связывали с именем бизнесмена, бывшего министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области, экс-депутата Самарской губернской думы Алексея Ушамирского. Но официальных данных о том, что он владеет или курирует этот бизнес, нет. Официально у компании было пять учредителей: Геннадий Абазев, Артем Базов, Андрей Алейников, Игорь Ефремов, Артем Атласов.

Через несколько лет уже у самого «САГ» сменились собственники. Летом 2021 года перевозчика выкупила московская компания «Ранд-Транс», а точнее — ее представитель Александр Судаков.

Согласно данным системы «Контур.Фокус», учредителями «Ранд-Транса» являются Михаил Наугольных (60%) и Армен Алавердян (40%). У обоих есть еще компании по организации пассажирских перевозок. Они уже обозначили себя в других провинциальных городах России. И практически везде это было связано с решением властей избавиться от маршруток, чтобы заменить их на большие автобусы — очень похоже на самарский сценарий. И проблемы были почти те же. Посмотрите наш обзор о прошлом перевозчика.
По данным системы «Контур.Фокус», Александр Судаков является учредителем нескольких компаний. С его именем связывают московскую IT-контору «Бинанс», которая специализируется на разработке программного обеспечения. Также ему принадлежит другая столичная фирма, «Регион-Т». Эта компания осуществляет транспортные перевозки в Москве. Но и с Самарой у предпринимателя уже есть связи. Кроме «СамараАвтоГаза» Александр Судаков числится в учредителях ООО «ЦДС». Основная сфера деятельности организации — работа автовокзалов и автостанций.

За пять лет работы «САГ» у местных жителей накопилось немало претензий к работе перевозчика. Одна из основных — нехватка автобусов на популярных направлениях. Новый транспорт за чиновники покупают на условиях лизинга. Например, за последнюю партию машин придется расплачиваться в течение пяти лет.

На фоне перехода автобусов к «САГ» неоднократно возникали опасения, что следующим перевозчиком станет «Трамвайно-троллейбусное управление» («ТТУ»). Основной предпосылкой для этого было состояние парка МП. По самым скромным данным, из почти 400 трамвайных вагонов в замене нуждается около 250.

В начале 2022 года кризис назрел как никогда. Первые месяцы ознаменовались для пассажиров часовыми ожиданиями на остановках и долгими пешими прогулками. Был момент, когда на линию выводили только 81 из 278 трамвайных поездов.

Некоторым трамваям уже больше 30 лет

Со временем ситуацию удалось исправить. Более того, с лета 2023 года ТТУ начало получать новые белорусские вагоны. Первую партию из 4 трамваев привезли в Самару в конце августа, остальные 8 планируют доставить до конца года.

Но оказалось, что этого недостаточно. И теперь власти не исключают возможности привлечения бизнеса для решения проблем ТТУ. Первой об этом заговорила мэр Самары Елена Лапушкина:

— Стоимость одного трамвая — 70 миллионов рублей. Это колоссальная сумма. И городской бюджет единовременно не может себе позволить закупить полностью новый парк трамваев. Поэтому мы сейчас рассматриваем возможность участия в концессии, чтобы постепенно обновлять подвижной состав, — заявила градоначальник.

Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Он пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.

63.RU удалось узнать, о какой компании идет речь.

Что известно об инвесторе

Как заявили в мэрии Самары в ответ на запрос редакции, чиновники получили обращение от ООО «Мовиста Регионы Самара». По данным системы «Контур.Фокус», эта компания зарегистрирована в Москве в апреле 2022 года. Основной и единственный профиль указан как «деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозка пассажиров в городском и пригородном сообщении».

Любопытно, что ранее «Мовиста Регионы Самара» называлась «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск». В этом регионе, по данным СМИ, представители бизнеса планировали приобрести электробусы. В октябре 2022 года чиновники и коммерсанты смогли договориться. Однако через месяц власти поменяли свое решение. Судя по всему, после неудачи на Сахалине представители «Мовисты» решили переключиться на другой регион.

Генеральным директором самарской «Мовисты» числится Николай Петров. А конечными владельцами выступают следующие компании и бизнесмены:

  • АО «Новая Трамвайная Инфраструктура» (около 50%);

  • Дмитрий Комиссаров (около 10,96%);

  • Андрей Бокарев (около 10%);

  • Искандар Махмудов (около 9,9%);

  • Кирилл Липа (около 8,75%);

  • Данияр Камилов (около 5,01%);

  • Алексей Лебедев и Алексей Белинский (по 1,87%);

  • Михаил Хромов (около 1,25%);

  • Наталия Петрова (около 0,29%).

«Мовиста Регионы Самара» является дочерней структурой «Мовиста Регионы». По данным «Контур.Фокуса», аналогичные юрлица зарегистрированы в Твери, Волгограде, Ярославле, Красноярске, Перми, Липецке, Курске и Екатеринбурге. В Верхней Пышме (Свердловская область) действует еще одна дочерняя фирма — «Верхнепышминский трамвай».

Но есть в истории компании и черные пятна. Например, весной 2023 года задержали генерального директора «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Его заподозрили в коррупции в сфере общественного транспорта в Ярославле.

Еще одним фигурантом уголовного дела стала глава дептранса Ярославля Татьяна Черемных

Также «Мовисте» не во всех городах удалось договориться с местными властями. Например, в августе 2023 года Контрольно-счетная палата Красноярска раскритиковала проект соглашения властей с бизнесменами. Скандал также гремел в Курске (там компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на ремонт трамвайного хозяйства). Примерно такие же планы у компании были на трамвайную сеть в Липецке.

Похожая история произошла и в Волгограде. С 2021 года местные чиновники рассматривали возможность соглашения с московскими бизнесменами, но затем передумали. А зимой 2022 года местный электротранспорт передали АО «Волгоградоблэлектро». Однако к реализации соглашения приступили только весной.

Что предлагает инвестор

Предварительное предложение инвестора выглядит достаточно интересно. В течение трех лет «Мовиста Регионы Самара» должна будет провести следующий объем работы:

  1. На I и II этапах — проектирование и реконструкция 1-го километра пути в течение года.

  2. На III этапе же предусмотрено строительство 9,5 километра трамвайных путей; реконструкция 18,5 километра путей и одного перекрестка; строительство тяговой подстанции и ремонт уже существующей, а также поставка 45 трамваев. Весь этот объем работ также планируют провести в течение года.

Реализация договоренностей с бизнесменами рассчитана на три года, по году на каждый этап. И чиновники надеются, что город останется в выигрыше.

— Соглашение позволит привлечь дополнительные средства в транспортную отрасль, модернизировать инфраструктуру горэлектротранспорта и закупить новые трамваи. Это положительно скажется на качестве транспортного обслуживания Самары, — добавили в администрации города.

При этом, как пояснили чиновники, со стороны потенциального концессионера предусматривается только поставка новых вагонов и строительство или реконструкция имущества. Перевозками же по-прежнему будет заниматься ТТУ.

Однако пока, как заявили в мэрии, окончательного решения о концессии не принято. Сторонам еще предстоит обсудить детали, которые касаются объема работ и условий.

Кроме этих вопросов, остается еще один. Какую выгоду может получить инвестор, вкладываясь в трамвайную инфраструктуру? Что ему предложат власти Самары?

Трамвайная монополия частника?

По мнению почетного президента Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрия Яковенко, концессионное соглашение необходимо.

У Самары нет средств для обновления парка и ремонта трамвайных путей. И концессия может решить проблему. Это не панацея, но один из вариантов. Концессионер выполняет определенный объем работ. Взамен получает управление над всей этой инфраструктурой. По похожей схеме у нас строят платные дороги. У государства нет средств, и оно предлагает частникам помочь: выделяет землю, согласует расценки. Концессионер строит, эксплуатирует (обычно речь идет о сроке в 25 лет), а затем передает трассу в собственность государства, — пояснил Дмитрий Яковенко. — Общественный транспорт же более сложная отрасль. Здесь следует помнить про выпадающие доходы. Есть же льготы для граждан. И в бюджете города предусмотрены средства для компенсации перевозчикам. Пока непонятно, насколько частника устроит такое положение дел. Ему необходимо провести аудит.

Инвестор планирует обновить 20,5 километра путей

При этом эксперт не исключает, что после заключения соглашения в Самаре произойдет смена трамвайного перевозчика. И безболезненной эту перемену назвать будет нельзя.

— Если на автотранспорте конкуренция возможна, то в этой сфере — нет. Рельсы-то одни, и услуги будет оказывать одно лицо. Муниципальные предприятия — нерентабельные и неэффективные. В том же ТТУ численность административного состава около 20%. Мне кажется, это много, и частник будет сокращать. Но в первую очередь тех сотрудников, которые не заняты в оказании услуг. Естественно, это повлияет на безработицу, но незначительно. Также не стоит исключать, что будут сокращать и кондукторов. Например, в Москве их нет. Но это уже будет зависеть от того, в какой комплектации в Самару привезут трамваи. Возможно, в них будет автоматическая плата на входе, — предположил Дмитрий Яковенко.

Приход частника может отразиться и на ценах на проезд. По словам эксперта, похожая история произошла в сфере ЖКХ в Тольятти. Там ремонт инфраструктуры доверили частной компании. И они потребовали поднять плату за водоснабжение.

«Все это звучит красиво, но что будет на деле?»

Другого мнения придерживает депутат Государственной думы Михаил Матвеев. Он считает, что жители Самары рискуют остаться в проигрыше после заключения концессии.

— Опыт мэрии Самары по государственно-частному партнерству (ГЧП) в сфере общественного транспорта я считаю негативным. История с ликвидацией «ПАТ» показывает, что ставка на инвестора себя не оправдывает. Очень много жалоб на сокращение или ликвидацию маршрутов, увеличение промежутков. Причем речь идет не только об анклавных территориях типа 116-го квартала или Красной Глинки, но и внутри города. Поэтому у меня новость о такой концессии вызывает только тревогу, — пояснил свою точку зрения парламентарий. — Есть города, где трамваев уже нет. Если не ошибаюсь, такая ситуация в Воронеже. При этом трамваи и троллейбусы — самый экологичный и удобный транспорт. И поэтому вместо поиска концессионеров нужно развивать муниципальный транспорт. Мне сложно говорить, какую пользу принесет ГЧП. Построят ли новые ветки по востребованным направлениям типа Кошелева и Южного города? У нас в Самарской области есть негативный опыт концессии. В Самаре, Тольятти и Сызрани, например, сети водоканала передали структурам, близким к Виктору Вексельбергу. И вместо прорывного улучшения мы видим только ремонт аварийных участков. А большую часть расходов на это переложили на жителей. Так может получиться и с трамваями. Концессия приведет только к повышению стоимости проезда. А развития не будет.

Южный город считают одним из мест, куда нужно протягивать трамвай

Парламентарий не исключает, что соглашение с бизнесменами — всего лишь прикрытие для других целей.

— Заявленные условия звучат красиво. Но уже несколько лет идут слухи, что хотят захватить территорию ТТУ на Фадеева и Мичурина. Якобы там хотят ликвидировать один из трамвайных парков, а землю продать под застройку. Предыдущий эксперимент мэрии Самары в сфере автобусов показал, что идея провалилась. Думаю, это попытка группы лиц заработать, а не вложиться, — предположил Михаил Матвеев.

Как «Мовиста» работает в других городах

Дочерние компании «Мовисты» уже несколько лет работают в других городах России. Например, в 2021 году власти Свердловской области заключили соглашение с «Верхнепышминским трамваем». По условиям договора, бизнесмены строят депо в Верхней Пышме и закупают 11 скоростных трамваев. С 2022 года они курсируют между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Вложения в проект составили 1,8 миллиарда рублей.

При этом по договоренностям между чиновниками и коммерсантами, в течение 10 лет «Мовиста» будет осуществлять перевозку пассажиров. Маршрут получил номер 333. Причем в пределах одного города (Екатеринбург или Верхняя Пышма) поездка обходится пассажирам от 23 до 40,5 рубля. Но, как утверждают представители коммерческого перевозчика, такая цена связана с недавним повышением тарифов в общественном транспорте.

Так выглядят терминалы в трамваях в Екатеринбурге

Еще одним регионом, где власти заключили договор с «Мовистой», стала Пермь. Контракт рассчитан до 2025 года. За это время бизнесмены должны реконструировать 33 километра трамвайных путей и контактной сети, 7 электроподстанций и трамвайное депо, а также приобрести 44 новых трамвая.

Проект оценили в 27 миллиардов рублей. Предполагается, что инвестору будут возвращаться эти деньги в течение 20 лет из бюджетов Перми и Пермского края. Причем первый взнос «Мовиста» получила с помощью федерального гранта.

При этом не исключено, что бизнесмены смогут получить возможность стать перевозчиками наравне с существующими муниципальными. То есть в этом случае повторится сценарий Екатеринбурга.

Кроме «Мовисты» и ее структур, концессионные соглашения власти заключили еще в нескольких городах. Например, в Ростове-на-Дону и Таганроге компания «Синара — Городские транспортные решения» уже несколько лет реализует крупный проект обновления трамваев.

В Ярославле тоже не исключают возможности заключить соглашение с бизнесменами. Причем их условия договоренностей напоминают самарские.

А вы поддерживаете передачу трамваев частникам?

Да
Нет
Свой вариант (пишите в комментариях)
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления