
Щит отталкивается от кольца с помощью домкратов. Они расположены по всему периметру тоннелепроходческого комплекса
Судьба станции метро «Театральная» висит на волоске. Если тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) увезут из Самары, он будет занят в Москве до 2030 года. Альтернативных вариантов у города нет. Об этом 63.RU рассказали представители генподрядчика — АО «ВТС-Метро».
«Работы в части проходки правого перегонного тоннеля и последующих работ, выполняемых после завершения проходки, приостановлены официально», — сообщили в компании.
Вот какие причины приостановки назвал подрядчик:
объект — правый перегонный тоннель (ППТ) — не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов (ОПО) по признаку ведения горных работ (проходка), поэтому в соответствии с требованиями промышленной безопасности работы вести недопустимо;
нет правовых оснований в регистрации ОПО на проходку правого перегонного тоннеля, т. к. контракт прекратил свое действие в конце декабря 2024 года, дополнительное соглашение о продлении сроков не заключено.
Владелец тоннелепроходческого комплекса — АО «Мосметрострой».
«В ближайшее время владелец собирается приступить к демонтажу ТПМК с целью его перебазировки с объекта для дальнейшего строительства станций московского метрополитена вплоть до конца 2030 года», — говорят в «ВТС-Метро».
Если Самара потеряет уже смонтированный тоннелепроходческий щит, замену ему вряд ли найдут, предупреждает подрядчик.
«Альтернатив нет. Мы уже полностью изготовили блоки железобетонной обделки — то есть кольца, из которых складывается весь правый тоннель. Эти блоки рассчитываются четко под конкретную геологию и щит — там есть расчет по давлению домкратов, их расположению. Если щит отсюда уедет, другой вместо него эту работу не выполнит», — констатировал генеральный директор «ВТС-Метро».
Тем временем подрядчики продолжают выполнять часть работ по контракту: в частности, сооружают станционный комплекс.
«У нас нет действующего контракта и графика производства работ. В таких условиях подрядчик не может ни привлекать субподрядчиков, ни заказывать дорогостоящее оборудование с длительными сроками изготовления и поставки, которое требуется для сооружения такого технически сложного и уникального объекта, как метрополитен», — говорят представители компании.
В каком состоянии сейчас станция метро «Театральная»:
станционный комплекс выполнен на 73%, ведутся отделочные работы;
проходка — на 50%;
инженерные системы — на 8%;
переустройство инженерных сетей — более 20%.
Что нужно, чтобы спасти «Театральную»? Подрядчики говорят, что заказчику (а именно — «Управлению капитального строительства» Самарской области) необходимо заключить дополнительное соглашение с АО «ВТС-Метро» о продлении сроков по контракту с уточнёнными графиками производства работ и финансирования.
«Это позволит зарегистрировать опасный производственный объект в Ростехнадзоре РФ и обеспечить старт тоннелепроходческого щита. Подрядчик неоднократно обращался по данным вопросам к заказчику и в правительство Самарской области, инициировал совещания по данной проблеме, но ответов на свои запросы подрядчики не получают, и до настоящего времени вопросы не разрешены», — констатировали метростроители.
Редакция 63.RU, в свою очередь, тоже направила запрос по ситуации с «Театральной» в правительство области. На момент публикации материала ответа не поступило.
В социальных сетях проблему власти всё-таки комментируют, ведь самарцы буквально завалили страничку губернатора вопросами о судьбе многострадального метро.
«Реализация проекта осуществляется в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Дополнительно сообщаем, что согласно распределению бюджета Самарской области на 2025–2027 годы, предусмотрено дополнительное выделение денежных средств на строительство станции „Театральная“», — довольно уклончиво отвечают жителям города представители Министерства строительства Самарской области.

Так отвечает Минстрой СО
Станция «Театральная» должна будет завершать первую линию самарской «подземки». Подготовка к её строительству началась ещё в 2022 году. Тогда губернатором Самарской области был Дмитрий Азаров.
На этапе подготовки в центре Самары убрали трамвайные пути, а власти приступили к расселению домов в зоне строительства. Тогда же в город привезли один щит для прокладки тоннеля.
Но в итоге этап подготовки занял больше времени, чем планировалось изначально. Во-первых, это было связано с затянувшимся расселением жильцов. Во-вторых, несколько самарских чиновников, которые курировали строительство метро, попали в поле зрения силовиков. Из-за возможных махинаций с документами фигурантами уголовных дел стали Виктор Кудряшов, Николай Плаксин, Михаил Асеев и Андрей Прямилов.
Тем временем сроки сдачи «Театральной» уже сорваны и скорректированы. Вместо конца 2024 года, как ожидалось на этапе выдачи инфраструктурного кредита, станцию могут запустить только в 2026 году. На этом региональные власти планируют закрыть тему подземки и развивать другие виды общественного транспорта.
Однако недавно начали появляться и другие слухи. Якобы строители уже сейчас разбирают тоннелепроходческий щит, и «Театральная» рискует остаться незавершенной.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.