Международный аэропорт «Курумоч» продолжает привлекать новых авиаперевозчиков. Расширение географии полетов — правильный шаг, однако основная ниша, которую необходимо занять, - межрегиональные перевозки, до сих пор пуста. Этими перевозками планирует заниматься создаваемая региональная авиакомпания Air Samara, однако ее бюджет «завис» в областном минимуществе.
В ближайшие месяцы из «Курумоча» начнут летать сразу три новых авиаперевозчика. ОАО «Донавиа» («Аэрофлот-Дон» - 100%-ая «дочка» ОАО «Аэрофлот») совершит первый рейс Ростов-на-Дону-Ростов — Самара — Ростов-на-Дону 31 октября. С 1 ноября ростовский авиаперевозчик будет выполнять полеты из Самары до Стамбула. По обоим направлениям ростовская авиакомпания планирует выполнять два рейса в неделю на самолетах Boeing 737. Как заявляют в самой компании, открытие внутреннего и международного рейсов из Самары для авиакомпании является частью развития и расширения географии полетов компании, увеличения частоты полетов по уже имеющимся маршрутам.
Также в конце октября из «Курумоча» начнет выполнять полеты национальный лоукостер Объединенных Арабских Эмиратов Flydubai, который будет совершать регулярные перелеты из Самары в Дубай. Помимо этих перевозчиков, в зимний период в «Курумоче» должны появиться самолеты еще одной авиакомпании. «В зимний период 2010-2011 годов на самарский рынок авиаперевозок ожидается выход новой киргизской авиакомпании Avia Traffic Company. Авиаперевозчик планирует осуществлять прямые регулярные рейсы по маршрутам Бишкек – Самара – Бишкек и Ош – Самара – Ош. До конца же текущего сезона авиакомпания рассчитывает использовать аэропорт «Курумоч» как запасной», - рассказывает специалист по работе со средствами массовой информации отдел по связям с общественностью ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Светлана Козлова.
Отметим, что рейс Самара – Стамбул, который открывает «Донавиа», является новым для самарского авиатранспортного рынка регулярным международным направлением. В начале 2000-х годов рейсы в этом направлении выполняла авиакомпания «Самара», однако полеты эти носили разовый, заказной характер, а с течением времени перестали осуществляться вовсе. «Направление Самара – Ростов-на-Дону до недавнего времени носило сезонный характер и действовало только в летний период. В зимнюю навигацию 2009-2010 г. его обслуживала дочерняя компания авиакомпании «ЮТэйр» - «Ютэйр-Экспресс», - отмечает Козлова. В Дубай, в свою очередь, сейчас можно добраться только самолетами «Уральских авиалиний». Этот же перевозчик работает на направлении Самара – Ош.
Новый аэровокзальный комплекс
Эксперты рынка отмечают, что в целом расширение географии полетов окажется выгодным как для авиакомпаний, так и для ОАО «Международный аэропорт «Курумоч». Кроме того, привлечение новых авиаперевозчиков в Самару способствует созданию благоприятного инвестиционного климата. Напомним, что сейчас руководство «Курумоча» пытается привлечь инвестиции в размере около 9 млрд рублей для строительства нового аэровокзального комплекса. Для авиакомпаний, по мнению экспертов рынка, Самара удобна как перевалочный пункт. К примеру, пасажиропотоки в направлении Ростова-на-Дону есть, и с развитием кавказского региона они будут только расти, полагает главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов. «Что касается Стамбула, то Турция это одно из ключевых международных направлений для всех региональных международных аэропортов в европейской части России. На этом направлении при росте экономики должен быть устойчивый рост потока, так что «захватить» его можно и чуть заранее, даже если пока перспективы направления не так уж и очевидны, - рассуждает эксперт. - Что касается перспективных направлений, то мне кажется, что ресурс развития состоит в бюджетных региональных перевозках в ближайшие города. Но «аэрофлотовская» семья, пока не претендует на этот сегмент».
Действительно, после банкротства авиакомпании «Самара», региональный аэропорт потерял значительное количество направлений, которые до сих пор не восстановлены. Сейчас, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» совместно с правительством Самарской области и воронежским ЗАО «Авиационная компания «Полет» создают регионального перевозчика Air Samara (ОАО «Эйр Самара»), который должен стать базовым для региона. По словам генерального директора ОАО «Эйр Самара» Александра Кожинова, сейчас необходимо «выполнить совокупность действий, которая должна привести к старту авиаперевозчика». Озвучил Кожинов и причины, по которым Air Samara, до сих пор не «взлетела». «Бюджет на 2010 год «завис» в областном минимущества. - отмечает Кожинов. - Я надеюсь, что этот вопрос в течение октября разрешится. Если это произойдет, то в летний сезон Самара придет уже с собственным переводчиком. Скорее всего, начало полетов Air Samara произойдет в марте-апреле 2011 года».
Получить разъяснения в министерстве имущественных отношений Самарской области по вопросу создания авиакомпании на момент сдачи номера не удалось.