Отдых, от которого надо отдыхать. В такой ситуации оказалась жительница Самары Олеся Корецкая. Ее вместе с супругом и двумя детьми туроператор забыл в Турции, и самолет в Россию улетел без них. Ниже эмоциональный рассказ Олеси об этих мытарствах и том, как семья самостоятельно выбиралась из этой ситуации и сколько денег пришлось еще потратить сверх оплаченного тура.
— Отдых, от которого нам тоже придется отдыхать — попробую рассказать кратко. Мы собирались в отпуск еще в прошлом году, выбрали Тунис, оплатили тур, 156 тысяч рублей с хвостиком… И, как и все, остались дома из-за пандемии. Деньги остались на счету туроператора. У нас был выбор до конца этого года: перебронировать тур или вернуть деньги. После долгих рокировок с отпусками мы наконец собрались в конце октября в поездку. Выбрали Турцию: были там один раз, решили, что это отдых без приключений как раз для нас. Ошиблись.
О том, что чартеры меняют время вылета (а также место, аэропорт и город), нас предупреждали, тем более что за пару дней до отъезда один перенос вылета уже был: наш тур сократился на день. Гиды названной уже компании били себя кулаками в грудь, утверждая, что должны сообщить об изменениях в рейсах. И подчеркнули, что информацию о времени трансфера мы получим накануне вылета в 20:00. Мы должны были вылетать из Кемера утром 4 ноября — в 09:25. Днем 3 ноября мы ездили на экскурсию, купленную у этого же оператора. Я еще сокрушалась, что в суете забыла мужу плавки и он не смог нормально поплавать на турецких Мальдивах — острове Сулуада. Но, как оказалось, забыть можно не только плавки, но и четверых туристов.
Вечером накануне мы подошли к стойке информации на ресепшен честно посмотреть время вылета. Диалог с сотрудником:
— Здесь нет нашего рейса.
— Хорошо смотрели?
— Да.
— Может, перенесли? (Ищет.)
— Может, мы 5-го вылетаем?... Или уже улетели? (Здесь мы еще смеялись.)
— (Поднимает глаза от бумажек.) Ну, вообще да, вы уже улетели.
Немая сцена. Смотрим бумажку, которую уже даже убрали из папки. Рейс RL-8024 Анталья — Самара, выезд из отеля в 18:05, вылет в 21:50. На часах 21:40, мы за 58 км от аэропорта. Глубокий шок, потому что мы из тех людей, которые не опаздывают, не пропускают, не забивают. И теперь мы с двумя детьми остались в чужой стране, где каждый шаг вне тура стоит денег. А тур уже всё, как резко оказалось. И тут кульминация — звонок представителю туроператора в Турции. Казалось, что туроператор — это наша защита. Жестокая ошибка. На том конце ни одной попытки успокоить, ни слова о том, что «не волнуйтесь». Дежурный оператор четко выдала мне два условия: сейчас она помочь ничем не может, либо мы ждем решения оператора завтра в 12 дня (нет, это не значит, что мы вас посадим на ближайший рейс, да, даже до Москвы не посадим), либо покупаем билеты за свой счет, а они организуют нам трансфер до аэропорта. Звоню гиду Талиху, который клялся и божился, что будет следить за вылетом. Он мямлит что-то про тысячи гостей в отеле и что «не обязан следить за всеми». Портье в отеле пытались даже сочувствовать, но при этом напомнили, что нам придется за свой счет продлевать номер. Правда, связались с руководством и продлили нам проживание за неполную цену — за 75 евро.
Опущу подробности всего вечера и ночи, если кратко: нам ясно дали понять, что никак нам не помогут, нас все отправляли друг к другу, сбрасывая с себя ответственность, никто не мог ответить, почему нас не предупредили об изменениях, оставаться дольше уже не было моральных и физических сил, мы искали билеты, и с каждым поиском у нас седели волосы. Цена за четверых начиналась от 100 тысяч без багажа, при этом перелет включал в себя от 3–4 пересадок по аэропортам всего мира. И да, ничего романтичного в этом нет. Это утомительно, непонятно и неприятно. Если сначала билеты за 80 тысяч казались адом, то к утру, когда стоимость стала доходить до 200 тысяч и выше, мы уже надеялись хоть на 100.
Утром мы случайно нашли четыре билета из Антальи до Самары через Москву. За 93 тысячи на четверых с багажом. «Бери!!!!», — взмолилась я мужу, хотя он и сам уже начал оформление. Мы трижды вводили данные четырех паспортов, пришлось включить роуминг, подтверждать оплату. Время утекало как песок, оплата не проходила. Но всё-таки нам удалось их купить — на вечер 4 ноября. Туроператор связался с нами утром, вежливо поинтересовались, есть ли у нас билеты или помочь с поиском. Я ответила, что билеты есть, и попросила хотя бы довезти нас до аэропорта. На все мои вопросы мне отвечали: вопросы не к нам, связывайтесь с компанией в вашей стране.
В 12 мы сдали номер и до вечера шатались по отелю, выясняли, искали ли нас. Пытались ли хоть как-то предупредить. Нет. Ни одного сообщения на мессенджеры и почту. Ничего. Что-то про звонок в номер. Видимо, мы на отдыхе должны круглосуточно находиться в номере и ждать звонка. Сотрудники сказали, что за 10 лет работы у них впервые такой случай. Наверное, если бы мы не появились на стойке, никто и не заметил бы, что мы и номер вовремя не сдали перед вылетом. Муж в шутку предложил устраивать просмотр нашей семейки за деньги, могли бы даже консультации давать.
В общем, вечером мы еле дождались трансфер, который, кстати, опоздал, добавив еще парочку седых волос. Через 3 с лишним часа полета среди ночи мы оказались на российской земле, в моей любимой Москве. Во Внуково мы уточнили, надо ли нам забирать багаж, если в билетах нет информации о перерегистрации. Нет, не надо. Уехали ночевать в гостиницу, адрес которой, как оказалось, был указан на «Букинге» с ошибкой. На наше счастье нам попался таксист, который ориентировался в деревне Лапшинка лучше навигатора и доставил нас, куда нужно. Гостиница как из прошлого оказалась пусть не суперкомфортным, шумным, но душевным местом, где мы реально хотя бы немного пришли в себя. С бесплатным трансфером из аэропорта и обратно, бесплатным завтраком и неплохим кафе, в котором можно почитать легкие книжки и посмотреть на кроликов, рыбок и попугайчиков…
— Алло! Леонид Сергеевич? Это отдел невостребованного багажа аэропорта Внуково. Почему вы не забрали свой багаж?
— Потому что у нас не было отметки о перерегистрации багажа… Нам в Самару лететь через 13 часов.
— Странно. Ну, в общем, ваш багаж у нас, вы можете его забрать в комнате невостребованного багажа.
— Сейчас? (6 утра, наверное.)
— Нет, просто перед рейсом зайдете.
К вечеру мы прибыли в аэропорт и поняли, что так просто мы не зайдем и багаж мы так просто не найдем. После беготни по терминалу всё-таки нашли заветную дверь, длинные проходы, везде ленты, красный коридор… Объяснения, выяснения, везде какие-то несостыковки, жарко и страшно. Идет регистрация на самарский рейс. Я мысленно прощалась с нашими чемоданами, в которых, кроме одежды (старой и грязной в основном), ничего и не было, хотя было жалко пару новых вещей, купленных на турецкой земле. Но мы их всё-таки получили назад и помчались на регистрацию.
В 22 с хвостиком 5 ноября мы прилетели в Самару. Диалог в такси.
— Олесь, тебя хоть отпустило немного?
— Не очень.
— Ребят, вы меня извините, — вкрадчиво поинтересовался таксист. — Но от чего вас должно отпустить?
Наперебой рассказывали ему нашу историю всю дорогу домой. Он только охал и приговаривал: «Понятно, почему вы такие напряженные вышли». Никогда я так не радовалась серому и холодному ноябрю.
Туроператору мы будем готовить досудебную претензию. Есть слабая надежда, что выйдут на связь и смогут решить вопрос в досудебном порядке. Пока я вижу, что их волнует только удержание денег, полученных с туристов, и никак не волнует дальнейшая судьба людей — даже в зоне их ответственности.
А вы сталкивались с недобросовестной работой туроператоров?