В пятницу, 11 марта, в Ленинском районном суде Самары состоялось заседание по уголовному делу и. о. руководителя регионального Управления государственной охраны объектов культурного наследия (УГКООН). Владимиру Филипенко вменяют злоупотребление полномочиями и подстрекательство к служебному подлогу.
Как считает следствие, в период с июня 2020 года по январь 2021 года Владимир Филипенко не включил в «Перечень объектов культурного наследия Самарской области» объект археологического наследия «Культурный слой Самары XIX — начала XX века», который находился в Самарском районе областной столицы. Речь идет о так называемом 21-м квартале в границах улиц Степана Разина, Пионерской, Венцека и Водников.
По версии следователей, Филипенко сделал это для создания условий реализации программы по увеличению ввода жилья в эксплуатацию в кратчайший срок и уменьшению обременения на земельные участки в виде объектов культурного наследия, находящихся в границах культурного поселения.
— Затем по его указанию в адрес строительной организации, которая планировала осваивать эту территорию, было подготовлено и направлено заключение о возможности проведения землеустроительных работ на участках, — сообщили в СУ СК России по Самарской области.
Объекты культурного наследия находятся под особой охраной, поскольку представляют ценность для истории и культуры. Перед началом любого строительства должны проводиться археологические исследования на предмет наличия таких объектов. Если их выявляют, то на этой территории нельзя будет заниматься строительством как минимум до того момента, пока археологи не проведут полноценное комплексное исследование. А если этот объект становится памятником, то и вовсе могут присвоить статус особо охраняемой зоны.
Сам подсудимый с предъявленными обвинениями не согласен.
— Мы не признаем вину. Мой подзащитный не совершил ничего противоправного, и никаких опасных последствий у его действий не было, — заявил адвокат Дмитрий Рогов.
На последнем заседании в качестве свидетеля допросили бывшего руководителя ГБУК «Наследие» Виктора Цибина. Это организация, подконтрольная УГООКН и, соответственно, Владимиру Филипенко, когда он занимал должность и. о. руководителя.
Государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» было образовано в 2008 году. Раньше учредителем был Минкульт Самарской области. Сейчас владельцами учреждения являются региональное Минимущества и самарское УГООКН.
— Экспертизу 21-го квартала заказала у нас компания «Альфа Стиль». Это было в феврале 2020 года. В мае того же года мой заместитель Кормилицын сообщил, что на участке выявили культурный слой конца XIX — начала XX века: керамику, кости, стекло, предметы быта, фундаменты зданий. Кстати, уже в 2021 году на том же месте нашли культурный слой XVIII века. В июне 2020 года мы дали знать Филипенко, чтобы занести участок в реестр выявленных объектов культурного наследия Самарской области. УГООКН уведомило «Альфа Стиль», что строительство невозможно, — сообщил Виктор Цибин.
ООО «Специализированный застройщик "Альфа Стиль"» было образовано в 1997 году. Владельцами являются Игорь Бояркин, Юрий Зубков, Александр Катин, Вячеслав Сидорович. Им же принадлежит ассоциация строительных предприятий «Берег». Она построила ЖК «Логика», ЖК «Ливерпуль», ЖК «Радужный элит» и другие. Также были планы по возведению многоэтажки на месте банкротящегося центра KIN-UP. Корпорации также принадлежит участок на Пятой просеке, где планируют построить новый жилой комплекс «Олимп».
Как сообщил свидетель, осенью 2020 года «Альфа Стиль» направила запрос в Минкульт РФ о целесообразности внесения 21-го квартала в реестр объектов культурного наследия. Но ответ на запрос не пришел.
— Примерно в то же время Филипенко начал просить нас переделать отчеты. Он сказал, что «сверху» попросили написать, что никаких культурных и исторических ценностей мы не нашли. Но это была бы ложь. В сентябре я увидел письмо от УГООКН, что «Альфа Стилю» разрешают строительство в 21-м квартале. Я пошел к Крамареву, который составил это письмо. Он сказал, что это Филипенко его заставил. Мы неоднократно говорили ему, что это невозможно, иногда даже доходило до крика и мата. Эти разговоры длились несколько месяцев. Тема возникала на различных совещаниях. Я даже стал записывать это на диктофон. Потом документы у нас изъяли сотрудники ОБЭП. Мы сказали об этом Филипенко, на что он ответил: «Делайте новые. Пусть у них будут свои, а у нас — свои», — рассказал свидетель.
По словам Виктора Цибина, Филипенко грозил ему увольнением, устраивал в ГБУК «Наследие» различные проверки, обещая прекратить их, если Цибин сделает подложные документы.
— Выход из этой ситуации был: мы направили «Альфа Стилю» письмо, чтобы они заказали новую экспертизу у другого учреждения. Там заявили, что легко найдут эксперта. Но не нашли. В итоге я сам пошел в ОБЭП. Мне пришлось дать расписку, что я сделаю подложные документы, но в рамках следствия. Я убедил Кормилицына мне помочь. В январе 2021 года я принес Филипенко переделанные отчеты. Но он их не принял и сказал отправить в «Альфа Стиль», что я и сделал. Пока шло следствие, временно исполняющие обязанности руководителя неоднократно намекали мне, чтобы я сам ушел. В итоге в июле 2021 года я прошел переаттестацию и уволился, — закончил свидетель.
Однако у гособвинителя, как и у защиты, осталось еще много вопросов к Виктору Цибину. Свидетеля допросят еще раз на следующем заседании.