Возможность сохранения номера при смене мобильного оператора закреплена законодательно, но воспользоваться ею абоненты смогут только с декабря нынешнего года. Операторы полагают, что желающих будет немного, а вот объем работ и затрат на реализацию услуги обещает быть нешуточным.
Хватит ли 100 рублей
В законе предусмотрено, что услуга по сохранению номера будет платной, но при этом платеж не должен превышать 100 рублей. Ранее предполагалось, что абоненту не придется платить за сохранение номера. Но операторы предупреждали, что в этом случае им придется пересмотреть тарифную политику в отношении всех абонентов, даже тех, кто ни разу не переносил номер и не собирается этого делать. А если платить за услугу будет заинтересованный клиент, то операторам не придется перераспределять дополнительные расходы на остальных абонентов.
Так происходит в большинстве стран, где реализована услуга MNP (Mobile Number Portability, переносимость номера).
Впрочем, по различным оценкам, затраты операторов на модернизацию сетей составят от $40 млн до $100 млн, на создание базы данных – $10 млн, на ее функционирование – $1 млн ежегодно.
«Маловероятно, что предполагаемая плата за сохранение номера (100 рублей) позволит операторам компенсировать расходы на создание и функционирование базы данных в силу невысокой востребованности услуги MNP», – отмечает директор коммерческого департамента ОАО «СМАРТС» Наталья Степанова.
А директор самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Константин Чудаков полагает, что структура расходов станет ясна после принятия подзаконных актов. «Исходя из предполагаемых объема затрат в $40 млн и размера платы за услугу можно приблизительно рассчитать, сколько человек должны воспользоваться ей, чтобы компенсировать расходы на введение», – рассуждает эксперт.
Немного желающих
«Мы предполагаем, что количество абонентов, меняющих оператора, значительно не изменится. По нашим оценкам, услугой в конечном итоге будут пользоваться 7-10% абонентов. Некоторые эксперты полагают, что востребованность услуги MNP в России не превысит 3-5% в течение 2-3 лет», – сообщает Наталья Степанова. Эксперт также добавляет, что если поначалу и будет некоторое оживление, то затем интерес спадет.
Константин Чудаков прогнозирует, что уровень востребованности этой услуги в России составит не более 2-3% абонентской базы. А по словам директора по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елены Харитоновой, опыт показывает, что только 1-7% абонентов «кочуют» из сети в сеть, реагируя на временные скидки и акции.
«На рынках с высоким проникновением мобильной связи, а в России это более 160%, наличие или отсутствие услуги по переносимости номера не оказывает существенного влияния на уровень оттока, – рассуждает специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова. – Когда мобильная связь доступна и по некоторым параметрам дешевле фиксированной, когда у нескольких операторов есть собственные сети федерального значения, обеспечивающие покрытие практически 100% населенных территорий, когда у каждого из операторов масса маркетинговых предложений, рассчитанных на разные группы потребления, MNP становится нишевой услугой».
Немалый срок
«Для того чтобы сервис переносимости номера корректно работал, был удобен и понятен для абонентов, операторам необходимо закупить и установить целый комплекс дополнительного оборудования и определить порядок взаимодействия при передаче номера от одного оператора к другому. Важную роль для запуска сервиса имеют подзаконные акты, которые должны быть разработаны после принятия закона и определить технические параметры запуска сервиса. По сути, без их принятия операторы не могут начать закупку оборудования, поскольку именно они обозначают формат реализации MNP, на основе которого можно будет разработать технические требования к оборудованию», – подчеркивает Екатерина Карпова.
В ближайшие три месяца Минкомсвязи России должно разработать 24 подзаконных акта, регламентирующих взаимодействие как между операторами, так и между компаниями связи и абонентами. Пять документов Минкомсвязи уже направило на согласование в ФСБ, ФАС, Минэкономразвития и Минфин.
«После того как будут согласованы все нормативные акты, примерно за четыре месяца операторы смогут сформировать технические требования к проекту. Производство и доставка необходимого оборудования займут еще как минимум квартал. Еще нужно время на его установку, тестирование и запуск», – сообщает Константин Чудаков.
А Елена Харитонова отмечает, что в странах, реализовавших MNP, процедура тестирования возможности переноса номера занимала от шести месяцев.
Елена Харитонова, директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон»: «Наш опыт показывает, что 93% клиентов остаются верными своему оператору. Лишь небольшая доля абонентов меняет оператора, реагируя, как правило, на временные скидки и акции.
Кроме того, у каждого из операторов мобильной связи есть масса простых способов, чтобы сохранить контакты абонента при смене номера. Например, у «МегаФона» для этого действует услуга «Ваш новый номер». При ее подключении все звонящие на прежний номер абонента слышат автоответчик, информирующий о смене номера, и получают SMS-сообщение с новым телефоном. Услуга предоставляется бесплатно».
Автор: Анна Василова