Самарский областной государственный архив социально-политической истории опубликовал снимок с торжественных похорон Николая Щорса на городском кладбище. На фотографии, сделанной в Куйбышеве в 1949 году, справа от лафета с гробом запечатлены вдова красноармейца Фрума Ефимовна Ростова-Щорс и дочь Валентина Николаевна.
Николай Александрович Щорс (25 мая (6 июня) 1895 г. — 30 августа 1919 г.) — офицер военного времени Русской императорской армии, командир украинских повстанческих формирований, начальник дивизии Красной армии времён Гражданской войны в России, член Коммунистической партии с осени 1918 года. Щорс погиб при невыясненных обстоятельствах во время обороны Коростенского железнодорожного узла в Житомирской области. Источник: «Википедия».
И вроде бы ничего необычного — героя Гражданской войны провожают со всеми почестями — хоронят на главной аллее Куйбышевского городского кладбища. Только вот для покойного это уже вторые по счету проводы и вторая же по счету могила. В это же время появляется и вторая версия гибели легендарного комдива. До 1949 года считалось, что Николай Щорс умер от пулеметной очереди врага: пуля попала ему в висок и вышла через затылок. Именно эту информацию изначально озвучил заместитель Щорса в дивизии Иван Дубовой. В день гибели 24-летнего комдива 30 августа 1919 года он лично забинтовал голову раненого товарища и не позволил медсестре сменить повязку.
Итак, тело погибшего в боях за Украину Николая Щорса решают хоронить не рядом с местом гибели, не на родине (а родился Щорс в Сновске на Украине), не в столице, а... в Самаре.
Причиной такого странного выбора якобы стали опасения сослуживцев, что враги могут надругаться над могилой погибшего товарища, и желание вдовы, родители которой жили в Самаре и могли бы ухаживать за могилой.
Поэтому тело Николая Щорса набальзамировали и в цинковом гробу отправили в город на Волге. Первые похороны легендарного комдива состоялись на Всесвятском кладбище в сентябре 1919 года.
Всесвятское (Всехсвятское) православное кладбище — одно из ликвидированных самарских кладбищ, функционировало до 1926 года. Здесь было похоронено немало известных людей, в том числе самарский купец, меценат и художник Константин Головкин, революционер Владимир Мяги, мать писателя Алексея Толстого Александра Леонтьевна Толстая (урожденная Тургенева), мать знаменитого певца-баса Федора Шаляпина Евдокия Шаляпина (урожденная Прозорова).
В 1926 году некрополь закрыли. На месте бывших захоронений постепенно воздвигли Хлебозавод № 2, жилой массив, парк имени Щорса и завод «Волгокабель» (в 2016 году на месте предприятия по производству кабеля открыли торговый комплекс «Гудок». — Прим. ред.).
Легендарного «украинского Чапаева» советская власть почему-то решила не перезахоранивать. И могила Щорса потерялась. Найти ее удалось только в 1949 году. Свидетель похорон указал место рядом с электроцехом кабельного завода. При эксгумации тела присутствовала Фрума Ефимовна. Вдова подтвердила, что в гробу находятся останки Щорса. Благо набальзамированное тело в цинковом гробу за тридцать лет со дня первых похорон хорошо сохранилось.
Настолько хорошо, что эксперты засомневались в версию гибели Николая Щорса от пулеметной очереди. Отверстия в черепе указывали, что стреляли в комдива не из пулемета и пуля вошла не в висок, а в затылок. Значит, убил кто-то из своих?
Понятно, что результаты этой судмедэкспертизы были надолго засекречены. Первым под подозрение попал заместитель Щорса — Иван Дубовой. Он и рядом был во время боя, и про пулеметную пулю соврал, и не дал медсестре сменить повязку на голове погибшего — что уж выглядит совсем подозрительно! Но расспросить Дубового в 1949 году было уже нельзя — расстреляли как врага народа в конце 30-х годов.
Однако, покопавшись в документах, исследователи нашли еще двух подозреваемых: присланного военным наркомом Львом Троцким с инспекцией в дивизию Щорса члена Реввоенсовета 12-й армии Семена Аралова и политинспектора все того же Реввоенсовета Павла Танхиль-Танхилевича.
Оба в момент гибели Щорса были рядом с комдивом, оба покинули дивизию сразу же после его смерти. Кроме того, Аралов якобы был доверенным лицом Троцкого, который очень негативно относился к взглядам Щорса. Политик считал его «неукротимым партизаном», «противником регулярных войск» и человеком, выступавшим за «самостийность Украины».
Советскому государству такой герой в армии на должности командира был не только не нужен, но и опасен. По этой версии, Аралов, осмотревшись в дивизии, понял, что заменить Щорса на другого начальника солдаты не дадут — взбунтуются, и Троцкий дал ему карт-бланш на «любые меры».
Благодарим Самарский областной государственный архив социально-политической истории за предоставленную фотографию