Город интервью «В Самарской области построят новые бомбоубежища»: где жителям спрятаться в случае ЧС

«В Самарской области построят новые бомбоубежища»: где жителям спрятаться в случае ЧС

Интервью с начальником областного Центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Вячеславом Исаевым

Вячеслав Исаев руководит центром 13 лет

Сколько в Самарской области бункеров? Куда бежать в случае ЧС? И есть ли под Волгой секретное бомбоубежище? На эти и другие вопросы в интервью 63.RU ответил начальник областного Центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Вячеслав Исаев.

Вячеслав Ильич Исаев родился в 1956 году в Мордовии в семье военного. Правда, к тому времени его отец уже не служил, работал учителем физкультуры и начальной военной подготовки. Когда Вячеслав Исаев учился в третьем классе (это был 1964 году), вся семья переехала в Куйбышев. Вячеслав Ильич окончил юридический факультет Куйбышевского государственного университета. Несколько раз проходил курсы повышения квалификации. В органы (тогда пожарная охрана входила в структуру МВД) пришел в 1977 году. Много лет работал в МЧС. Последнее место работы там — начальник управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения. Центром по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям руководит 13 лет.

«Средняя зарплата пожарных — 20–22 тысячи в месяц»

Вячеслав Ильич, расскажите в общем о центре, сколько он существует и чем отличается от МЧС (многие считают центр и ГУ МЧС одним ведомством)?

— Центр работает с 2005 года, после того как вышел закон о разграничении полномочий между федеральными и субъектными уровнями власти. В том году бывшее Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности, чрезвычайной ситуации было переименовано в государственное казенное учреждение «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности, чрезвычайным ситуациям». То есть мы стали правопреемниками ликвидированного федерального органа.

После того как функции разделились между федеральной составляющей и субъектной, бо́льшая часть пожарно-спасательных подразделений вошла в состав Центра, а другая часть подразделений государственной противопожарной службы вошла в подчинение вновь созданного Главного управления МЧС России по Самарской области. Управление обеспечивает противопожарную защиту городов Самары, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевска, Чапаевска, Жигулевска и Отрадного, все остальные муниципальные образования перешли под нашу зону ответственности.

Там у нас размещаются в общей сложности 67 пожарно-спасательных подразделений. 16 из них мы за эти годы создали вновь — построили пожарные депо в тех муниципальных образованиях, где необходимо было или защищать социально значимые объекты, или сокращать время оперативного реагирования.

Сам центр находится на Красноармейской около площади Куйбышева

Приведите несколько примеров. Где в последнее время заработали новые пожарные депо?

— Ну например, Ставропольский район. Когда мы начинали заниматься обеспечением безопасности этой территории, там была всего одна пожарно-спасательная часть в Сосновом Солонце на весь район. Сейчас их семь. Вновь созданы пожарно-спасательные части в Кинель-Черкасском, Волжском, Красноярском, Хворостянском, Похвистневском и других районах.

В перспективах и дальнейшее строительство частей. Например, в Самаре, в поселке Шмидта. Сейчас идет процедура выделения земельного участка. Пока с этим сложности. Найти место в городской черте довольно непросто. В перспективе в Самаре также планируется оборудование пожарно-спасательной части в районе Барбошиной Поляны.

А за сколько времени пожарные должны приезжать на место вызова?

— В городах этот норматив — 10 минут с момента получения сигнала до момента прибытия к месту, а в сельской местности — 20 минут.

А как с кадрами? Особенно в селах? Хватает?

— Тема болезненная. Не только, наверное, для нас, а вообще для всех учреждений, где есть категория работников, которые получают минимальную заработную плату. Средняя зарплата пожарных — 20–22 тысячи в месяц. Начинающий работник — молодой, без опыта, без выслуги, если он не служил в армии, получает 18 тысяч, даже меньше. Но работа в этом направлении ведется. Надеемся, что зарплаты у пожарных всё-таки вырастут.

В центре работает и Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)

«Отец запер детей и ушел — при пожаре двое погибли»

На ЧП какого рода выезжают специалисты центра? На какие выезжаете сами?

— Самые разнообразные. Природные пожары, ДТП, пожары в жилом секторе, крупное отключение света и т. д. Сам выезжаю тоже на крупные пожары, ДТП, происшествия с личным составом, если кто-то получает травму, выезжаю на подрывы льда на реках во время паводка.

А расскажите о ЧП, на которые в разные годы работы выезжали сами и которые у вас остались до сих пор в памяти?

— Я могу вспомнить пожар 5- или 6-летней давности в Кинель-Черкасском районе. Случай необычный. Отец семейства (они, по-моему, только переехали туда из города по расселению) закрыл троих детей, двое из них малолетние, в доме и поджег постройку. А сам просто ушел. Мамы детей в этот момент дома не было. Стояли 30-градусные морозы. Пожарных вызвали поздно, они приехали, когда дом уже весь полыхал. Два маленьких ребенка погибли. А 6-летняя девочка смогла как-то через окно выбраться. Вот этот случай помню до сих пор. Довольно редкое явление, когда сам отец убивает своих детей. Правда, конечно, он получил по заслугам. До сих пор находится в местах лишения свободы, и находиться ему там еще долго.

Еще в памяти пожар в Бузулукском бору в августе 2021 года. У нас там работали 12 боевых расчетов. Предположительно, что кто-то поджег мусор. А в тот день был сильный ветер, и огонь по сухой траве пошел в сторону села Гвардейцы. Оттуда он перекинулся на Бузулукский бор. Была опасность, что огонь перейдет и на другие населенные пункты. Но этого удалось избежать.

В селе Гвардейцы огонь в августе 2021 года уничтожил целую улицу

В памяти до сих пор остались несколько случаев из 90-х. Я тогда работал в управлении Государственной противопожарной службы. Вот один из таких случаев. В художественной школе около Самарской площади произошел пожар. Начался он в классе, где хранился ацетон. Всё погорело. И было вообще непонятно, почему началось возгорание. Тут я узнаю, что к одной из сотрудниц в тот день приходил на работу сын. И он в момент возгорания находился именно в том классе. Я не поленился, сходил к ним домой и аккуратно поговорил с мальчиком. Мне уже самому было интересно, что же там в классе произошло. Оказывается, этот мальчик уронил трехлитровую банку с ацетоном и одновременно почему-то уронил и светильник со стола. Ну и начался пожар.

Еще помню из того времени случаи поджогов. Раньше же расправлялись с конкурентами таким способом. Я как раз в это время был начальником дознания. Многие пожары такого рода были раскрыты. Виновного устанавливали, но им оказывался, как правило, бомж, какой-то асоциальный гражданин, которого наняли за небольшую сумму денег. А самих заказчиков установить официально было довольно сложно. Можно было лишь предполагать, кто заинтересован был в этом, но доказать было практически невозможно. И поэтому заказчиков, как правило, редко устанавливали и судили.

При этом поджоги происходили довольно часто. Особенно в центре города. Дома старой постройки буквально выжигали. Помню даже жители одного старенького дома на Красноармейской повесили на своем доме плакат: «Не убивайте нас, у нас дети». До сих пор этот плакат стоит перед глазами.

Вячеслав Ильич на одном из выездов на пожар в 2008 году

«В Самарской области будут строить новые бомбоубежища»

После начала СВО вопросам гражданской обороны в стране и в регионах уделяется пристальное внимание. Что в области гражданской обороны курирует центр?

— У нас огромный пласт работы в этой области. Как минимум на всей территории Самарской области у нас есть 9 складов имущества гражданской обороны, там хранятся противогазы, приборы контроля радиации и многое другое. Мы обеспечиваем также и организацию деятельности защитных сооружений.

Имеете в виду бомбоубежища?

— Полноценные защитные сооружения, бомбоубежища, раньше строили только на стратегических объектах. В целом для населения бомбоубежища не строили долгое время, но мы пытаемся сохранить те объекты гражданской обороны, которые оборудовали еще в советские времена, когда опасность атомного нападения была официально признана.

Вопрос, который интересует многих наших читателей: в случае ЧС куда бежать простым людям? Хватит имеющихся защитных сооружений на всех?

— Вопрос с защитой людей продуман. В основном это будут так называемые укрытия. Они находятся, как правило, в подвалах многоэтажных домов. Это могут быть и какие-то щели (их так называют) либо подвалы, какие-то подземные пространства. Они тоже способны сохранить жизнь людям, которые попадут, допустим, под бомбовые, воздушные либо ракетные удары. Таких сооружений, в общем-то, вполне достаточно. Может быть, просто не все знают, как к ним следовать, но сейчас тоже работа в этой сфере ведется. Потом у нас есть метрополитен, он тоже может послужить укрытием в случае ракетных бомбовых ударов. Да, они не спасут от ядерного поражения, от радиационного поражения, но как минимум от взрывной волны, от осколков, от светового излучения они могут спасти.

— Под Волгой никогда ничего не было и не могло быть, тем более во времена Великой Отечественной войны, — развеял миф Вячеслав Исаев

А строительство новых бомбоубежищ в прямом понимании этого слова в Самаре и области не планируется?

— Планируется. Такую задачу поставил президент РФ. Планируется строительство бомбоубежищ на тех крупных предприятиях, где таких объектов еще нет. Ну и не только это. Муниципалитеты тоже сейчас изыскивают средства для строительства новых убежищ.

На слуху у жителей региона бункер Сталина, бункер Берии, бункер Жукова, бункер Калинина, а есть в Самаре или области какие-то бункеры, про которые никто не знает, но их в случае необходимости рассекретят? Например, ходят слухи, что есть какой-то тоннель или бункер под Волгой.

— Под Волгой никогда ничего не было и не могло быть, тем более во времена Великой Отечественной войны.

Одно время шел разговор о том, что на базе бункера Сталина создадут Музей гражданской обороны. Есть какая-то новая информация по этой теме?

— Пока от идеи отказались. На мой взгляд, современным оборудованием портить его нельзя ни в коем случае, потому что он сегодня находится в том виде, в каком был изначально. И самое главное — это сохранить его. Есть планы, чтобы в этом помещении сделать либо реконструкцию, либо капитальный ремонт. Основная проблема — это небольшие протечки. Мы уже провели комплексное инструментальное обследование самого здания и территории вокруг. Уже знаем, где скапливаются дождевые воды. Надо дренажные колодцы там устанавливать и откачивать воду. А еще выполнить гидроизоляцию. Такие планы уже есть, и правительство области готово их финансировать.

Какие-то сроки можете назвать? Когда там работы начнутся?

— Сейчас идет процедура подготовки к техническому заданию на проектирование. Более точной информации пока нет. Но сами работы в бункере начнутся точно не в 2024 году.

Бункер Сталина находится на глубине 37 метров

«Системой оповещения о ЧС охвачено 75% территории региона»

Теперь поговорим немного про систему оповещения. В случае если в области что-то случится, все ли жители, во всех ли районах, даже отдаленных, услышат эту систему?

— Система оповещения была создана около 40 лет назад. В муниципальных образованиях мы ее содержим, ремонтируем, приводим в исправное состояние в случае, когда какие-то нарушения случаются. И уже на протяжении последних 5 лет ее модернизируем, развиваем дальше. Но пока система охватывает 75% населения.

Напоминаю: если граждане слышат сигнал по системе оповещения, то нужно включить радио или телевизор, любой областной канал. И там будет информация, которая разъяснит: проверка это системы оповещения или есть реальная угроза и нужно или эвакуироваться или спуститься в укрытие.

Какие районы система оповещения не охватывает? Как сейчас в случае ЧС будут оповещать людей из тех мест?

— Это удаленные от райцентров населенные пункты. По регламенту жителей должны оповещать с помощью автомобильных громкоговорящих устройств. То есть в каждом районе есть машины, приспособленные для этих целей: автомобили ГИБДД, пожарных. Либо у самих администраций есть такие транспортные средства.

А планируется ли установка системы оповещений в этих отдаленных населенных пунктах? Или объездов в этом случае достаточно?

— Да, планируется. Такая работа идет. Например, в 2020 году мы разместили громкоговорящие устройства, которые не только могут подавать сигналы, но оповещать и речевым способом, в Волжском, Ставропольском, Богатовском и в Сергиевском районах.

На вашей памяти приходилось включать систему оповещения не для проверки, а во вовремя реальной ЧС? Что это было?

— По счастью, пока систему оповещения мы включали в регионе только для проверки.

Планируется, что системой оповещения будет со временем охвачен весь регион

«Если стали свидетелем происшествия, лучше сразу звонить 112»

И в завершение дайте несколько практических советов нашим читателям. Представим ситуацию: случилось ДТП на трассе, столкнулись две машины. Куда звонить очевидцам?

— Лучший вариант — звонить 112. Там диспетчер, получив информацию о случившемся, сама распределит, кого и в каком составе отправить на вызов. Человека, который стал свидетелем ДТП или другого ЧП, это беспокоить не должно, в голове не нужно держать множество номеров. Просто набирайте 112.

А если в ДТП есть пострадавшие, очевидцы аварии их видят в салоне, какие действия можно предпринять самим после звонка в 112?

— Во-первых, надо понять, зажат пострадавший в автомобиле или нет. Если он зажат, то в любом случае просто очевидцы ДТП, проезжающие мимо водители, вряд ли что-то смогут сделать. Но опять же всё зависит от ситуации. Если автомобиль уже начал гореть или есть признаки того, что он может взорваться (например, вытекает топливо) надо, конечно, если есть возможность, снять с аккумулятора клемму.

Если при таких обстоятельствах пострадавший не зажат и есть возможность его вывести из салона, то лучше это сделать. Но при этом надо спросить его, где болит. Если, допустим, у него сломана нога или поврежден позвоночник, тут лучше его не трогать. Если нет опасности взрыва, если нет опасности пожара, пусть лучше он находится в салоне до прибытия скорой помощи.

Часто на ДТП на трассах первыми приезжают именно сотрудники противопожарной службы региона, которая относится к Центру по делам ГО, ПБ и ЧС

В случае ДТП на трассе понятно, а куда звонить, если человек стал свидетелем пожара, например, или увидел, как на проселочной дороге замерзает человек?

— В случае пожара некоторые сельчане, которые знают номер телефона пожарной части, звонят сразу туда. Если такого номера человек не знает, то проще звонить 112. В случае с замерзающими на трассе также есть резон звонить 112. Повторюсь: у диспетчеров там есть строгие инструкции, кого и в каком случае направлять на вызов.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления