Борьба представителей акционерного общества «Кошелев-Проект» и Министерства транспорта Самарской области может продолжиться в Верховном суде. Об этом можно судить из сообщения, которое опубликовали на сайте арбитража.
Причиной спора сторон стало Северное шоссе в Самаре. Дорога — один из самых ожидаемых проектов в сфере транспорта в областной столице. Магистраль должна соединить два жилых микрорайона — Кошелев-парк и Крутые Ключи. Однако реализация столь масштабной задумки требует больших финансовых затрат.
Первый этап Северного шоссе строители уже закончили. Участок проходит от улицы Мира до новой очереди строительства в Кошелев-парке.
Однако Минтранс и корпорация «Кошелев» до сих пор не могут выяснить, кто должен платить за дорогу. Ответ на этот вопрос стороны пытаются найти в судах.
По материалам дела, «Авиакор» еще в 2016 году взял на себя обязательства по разработке проекта строительства Северного шоссе на территории Самары и Волжского района — от дороги «Подъезд к Самаре от трассы М-5» до магистрали Центральной. Компания выполнила свою работу и получила положительное заключение госэкспертизы. Однако когда дело дошло до строительства, «Авиакору» пришлось задействовать собственные средства.
Проектно-промышленное строительное объединение (ППСО) АО «Авиакор» является частью корпорации «Кошелев», которая занимается в том числе строительством и продажей квартир в Крутых Ключах, микрорайоне Кошелев-парк. Владеет и руководит корпорацией Владимир Кошелев, который помимо бизнеса занимается депутатской деятельностью. Сейчас он представляет партию ЛДПР в Государственной думе.
— Возникла острая необходимость обеспечить транспортную доступность жилой застройки в Волжском районе. Поэтому стороны приняли совместное решение, что «Авиакор» построит дорогу за свой счет, а впоследствии, после ввода объекта в эксплуатацию, власти выкупят ее в собственность Самарской области. Региональный Минтранс предоставил компании разрешение на строительство первого этапа Северного шоссе — дороги, тротуаров, ливневки, освещения. Когда объект построили, министерство выдало разрешение на его ввод в эксплуатацию, — следует из материалов суда.
Но когда «Авиакор» попытался добиться компенсации расходов — 260 645 703 рублей, — взаимопонимание сошло на нет. Поэтому организация и обратилась в суд.
— Представители компании заявили, что неоднократно обращались в правительство Самарской области, чтобы передать дорогу в собственность региона и получить компенсацию расходов. Они предоставили властям документы, подтверждающие объемы понесенных затрат, и провели совещание с представителями профильных министерств, где решили урегулировать вопросы до 29 ноября 2019 года. Однако этого не произошло. Поэтому вот уже третий год «Авиакор» вынужден содержать дорогу и платить налог на имущество, — указано в деле.
Правда, арбитраж все эти доводы не убедили в правоте «Авиакора», и организации отказали в удовлетворении иска. Как следует из решения судьи Елены Черномырдиной, участок Северного шоссе «Авиакор» строил на земле, которая находится у компании в собственности, за свой счет. Никаких сделок о купле-продаже, обмене или дарении с правительством компания не заключала.
— Правовых оснований для того, чтобы правительство Самарской области включало первый этап Северного шоссе в перечень дорог регионального пользования, нет. Ведь он находится в собственности «Авиакора», а не губернии. При этом непонятно, на нарушение какого закона указывает компания. С учетом этих обстоятельств суд приходит к выводу, что признать бездействие правительства Самарской области незаконным нельзя, — следует из решения арбитража.
Что касается компенсации расходов, то тут против «Авиакора» сыграло отсутствие заключенного с Минтрансом контракта.
— Бремя содержания объекта несет собственник, если иное не предусмотрено договором. Но подобных соглашений компания с правительством Самарской области не заключала. А компенсация расходов может оцениваться как намерение заявителя получить неосновательное обогащение за счет средств областного бюджета. Ведь «Авиакор» строил дорогу при отсутствии государственного контракта. А значит, компания не могла не знать, что работы выполняются при очевидном отсутствии обязательства. Взыскание денег за фактически выполненные при отсутствии госконтракта работы открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей и государственных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, — указано в решении суда.
«Авиакор» воспользовался правом оспорить постановление регионального арбитража и подал жалобу. Представители компании указали, что строили дорогу в интересах и по просьбе правительства Самарской области, чтобы обеспечить транспортную доступность жилой застройки Волжского района. По их мнению, отсутствие контракта не исключает передачу дороги в региональную собственность.
Но апелляционная инстанция ничего незаконного в решении своих коллег не нашла. При этом судьи напомнили, что жилой микрорайон Кошелев-парк, для транспортной доступности которого строили первую очередь Северного шоссе, построила корпорация «Кошелев». И «Авиакор» имеет к этому прямое отношение.
Арбитраж Поволжского округа тоже встал на сторону властей. У корпорации остался единственный шанс на обжалование, и она им воспользовалась.
— Представители АО «Кошелев-проект» подали кассационную жалобу в Верховный суд, — следует из сообщения на сайте арбитража.
В ближайшее время станет известна дальнейшая судьба дела. Жалобу могут отправить на рассмотрение коллегии судей по экономическим вопросам или же отказать в ее рассмотрении.
В перспективе строительство Северного шоссе должно продолжиться. Известно, что будут представлять собой пятая и шестая очереди шоссе.
Пятая очередь — это дорога с тоннелем. Трасса пройдет в Крутых Ключах — от улицы Мира до начала Северного шоссе. Пересечение с железнодорожными путями сделают в разных уровнях. Ради тоннеля у местных жителей заберут дачи.
Интересно, что в проекте планировки пятой очереди Северного шоссе запланировано наличие перехватывающей парковки и стоянки для автобусов.