Снос гаражного массива на Ракитовском шоссе вызвал немало негодований у местных жителей. В первую очередь, у самих собственников железных коробок. Они жалуются на то, что им практически не оставили времени, чтобы убрать постройки самостоятельно. А методы, которые используют подрядчики для разбора гаражей, вызывают ужас и опасения за безопасность людей. 63.RU удалось поговорить с одним из владельцев гаражей, который представил свою точку зрения на ситуацию.
«Гаражи интенсивно пилили»
У Олега Р. был не один, а сразу два гаража в этом массиве, насчитывающем в целом около 500 гаражей. Они стояли на Ракитовском шоссе около 15 лет. И мужчина использовал их по прямому назначению.
— Первый гараж я купил в другом массиве и потом привез сюда, так как тут было свободное место. Через пару лет купил второй, но уже здесь. В одном стояла лодка, которой я пользовался в сезон, а в ноябре закатывал и оставлял на хранение. Во втором — строительные инструменты, инвентарь, комплект резины на сезон. Это всё стоит дорого, и потерять всё это в одночасье было бы неприятно. Это же не хлам какой-то, верно? — начал свой рассказ Олег.
Мужчина предполагал, что гаражный массив рано или поздно попадет под снос из-за строительства магистрали Центральная. Он сделал такое предположение на основании видео, которые начали появляться в Сети задолго до начала подготовки к прокладке дороги. Однако Олег не ожидал, что ему придется вывозить свое имущество вместо подготовки к Новому году.
— В декабре в СМИ появилась информация, что Минтранс отказался от инвестора при строительстве Центральной, что работы будут вести за счет государства. И начаться они должны будут летом 2023 года. И из этого я сделал вывод, что весной надо будет свои гаражи вывозить, — пояснил Олег.
Но в конце декабря ситуация резко изменилась. 29 декабря с мужчиной связался один из соседей, и показал видео начала сноса массива.
А вот как процесс выглядел с земли:
— Я быстро приехал на место и увидел, что гаражи интенсивно пилят. На свои коробки успел повесить объявления, что их не нужно трогать, так как я их вывезу сам. Параллельно посмотрел, на месте ли гараж своего товарища. В 15:00 он еще был на месте. Я ему позвонил, сказал «Бросай всё, езжай сюда». Увы, он не успел. В 18:00 он мне перезвонил, рассказал, что его коробки уже нет, вещи просто кучей лежат на земле. И из нее уже что-то успели украсть, — заявил мужчина.
В тот же день Олег начал операцию по спасению своего имущества. Он нанял «Газель», кран, «воровайку» (кран-манипулятор с телескопической стрелой, установленный на автоплатформу, менее мощный, чем автокран. — Прим. ред.) и грузчиков. Всё это было необходимо, чтобы начать вывозить вещи из гаражей. И первый день спасательной операции растянулся на четыре часа. И после этого мужчине пришлось искать места для размещения имущества.
Во второй день на эвакуацию гаража вместе со всем содержимым пришлось потратить гораздо больше времени.
— 30 декабря снова нанял технику и людей. Тут уже пришлось повозиться побольше. «Воровайка» не смогла бы оторвать гараж от земли, так как он к ней примерз. Крану такое тоже не удалось это сделать! Мне пришлось брать железнодорожный домкрат, и только с его помощью получилось оторвать коробку от земли! Оторвать, погрузить на воровайку и увезти на место, — добавил мужчина.
«Это была полнейшая вакханалия»
По его словам, 30 января в массиве было очень много людей. По большей части — владельцев гаражей с семьями.
— Я видел, что люди приходили туда семьями, с женами, маленькими детьми. Они помогали своим мужьям или отцам выгружать всё. Это была полнейшая вакханалия. Такого ужаса я не видел никогда, — описал свои впечатления от увиденного мужчина. — Люди сновали как муравьи, спасая свое добро. А параллельно металловозы резали и ломали другие гаражи, стоявшие рядом.
Некоторые владельцы гаражей, которые сносили в этом массиве, прислали в редакцию 63.RU видео работ на площадке. По их словам, безопасной эту деятельность назвать нельзя.
— Это всё вакханалия и разграбление. Сносят и ломают ударными темпами. Из 600 гаражей осталась примерно четверть. О технике безопасности не может быть и речи. У меня на глазах ржавый «Москвич» подожгли. Видимо, чтобы потом можно было проще забрать на металлолом. Мусор, видимо, Минтранс будет вывозить. Или собственник. А когда, непонятно. Гаражи от резки автогеном загораются, и потом соседние тоже начинают гореть. А если там баллоны или канистры? Мы рабочим об этом говорим, они говорят, что «посмотрят», — пояснили самарцы.
«Осторожно, работают перекупы»
Те, кто как и Олег, могли вывезти гаражи из массива, также нанимали технику. И в результате на площадке возникла суматоха. По словам мужчины, рабочим приходилось делать перерывы, чтобы пропустить другую технику, позволить выехать автомобилям. Иногда такие моменты ожидания затягивались.
— В результате я потратил около 40 тысяч рублей. 30 декабря и кран и «воровайка» примерно по 8 часов работали. Один только кран в 15 тысяч обошелся, его аренда стоила по 1800 рублей в час. Причем далеко не каждый водитель соглашался сюда приехать. Я когда начал обзванивать владельцев кранов, от одного услышал категорический отказ. Якобы он уже был здесь накануне, и его трижды останавливали полицейские и трижды разворачивали, — пояснил Олег.
Присутствие в массиве сотрудников полиции было неслучайно. По словам мужчины, некоторые владельцы гаражей уже тогда пожаловались, что не досчитались своего имущества. По примерным подсчетам, речь идет о 15–20 гаражах.
— Схема довольно простая. В массиве был один выезд, была охрана, и мы доверяли ей. Естественно, многие вешали простые дешевые не антивандальные замки. И их легко сбить. Ушлые и нехорошие люди сбивали эти замки, вешали свои. И когда подходили рабочие, которые резали гаражи, «владельцы» заявляли, что это их собственность и в качестве «доказательства» открывали дверь. Потом заявляли, что им тут ничего не надо и за 10 тысяч рублей отдавали коробку. Замок снимали и шли искать следующий «свой» гараж, — заявил мужчина.
Кроме реальных и псевдособственников и рабочих в массиве на Ракитовском шоссе активно промышляли и перекупщики. Некоторые из них не стеснялись «ковать железо, пока горячо», то есть искать новых владельцев гаражей сразу после сделок. Причем иногда прошлые владельцы еще даже не успевали уехать из массива.
— Я решил навестить своего соседа, узнать, как у него дела. Увидел, что он собирает вещи в машину. Пока шел, ко мне подошел перекупщик и предложил купить его гараж за 20 тысяч рублей. Я в шоке, спросил у соседа, что за дела. Он сказал, что продал свою коробку. За 10 тысяч рублей. Перекупы использовали любую возможность, чтобы выгоду извлечь, — объяснил ситуацию Олег.
«С нами поступили непорядочно!»
Большую суматоху и панику мужчина объясняет отсутствием нормального оповещения о предстоящем сносе.
— Нас никто не предупреждал! Я думал, что к нам отнесутся по-человечески! Никаких нормальных объявлений, как это заявлял председатель, не было! Он утверждал, что 19-го числа повесил предупреждения о сносе. Но я числа 23–24-го был здесь и ничего не увидел. Объявление заметил 29-го числа, но его, как мне кажется, повесили день-два назад, — объяснил свою позицию Олег. — Почему-то у охраны были силы стрясти с нас деньги. Она каждый месяц имела возможность нас останавливать на въезде в массив, чтобы узнать, оплатили ли мы аренду, не поменяли ли мы телефоны. А сейчас внезапно оказывается, что у председателя нет сил обзвонить 500 человек. Один звонок — это одна минута. За день можно сделать около 200 звонков. А если привлечь охрану, то весь массив можно за пару часов обзвонить! Я сразу председателю сказал, что он соврал, и готов повторить это ему в лицо. Он поступил непорядочно! Это самое неприятное в истории со сносом.
При этом, как заявил Олег, никакой компенсации он не получил.
— Я понимаю, когда Минтранс связывался с владельцами дач, которые сносили для Центральной. Там кадастровые номера домов и земельных участков, следовательно, есть кадастровая стоимость. А у нас такого нет, насколько мне известно, — резюмировал мужчина.
Редакция 63.RU обратилась с запросами в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и в ГУ МВД России по Самарской области с просьбой прокомментировать ситуацию.
Первый этап строительства Центральной планируют начать уже в 2023 году. Речь идет о загородном отрезке от Обводной дороги Самары до Ракитовского шоссе. Строить его будет известная в городе дорожная фирма «СамараТрансСтрой». Срок выполнения работ — с 1 июня 2023 года по 1 ноября 2025 года.
«СамараТрансСтрой» — один из крупнейших дорожных подрядчиков Самары. Компания принадлежит Олегу Дорошенко. Ее связывают с депутатом Самарской губернской думы Андреем Мурзовым. Ведь Олег Дорошенко занимает пост директора ООО «Техкомплект», собственником которого является Андрей Мурзов. На счету «СамараТрансСтроя» такие крупные подряды, как реконструкция Московского шоссе, строительство моста через реку Сок и возведение второй очереди Фрунзенского (Самарского) моста. Также недавно организация закончила развязку на пересечении улиц Ново-Садовой и Советской Армии.
У «СамараТрансСтроя» в прошлом были судебные споры с Минтрансом из-за Московского шоссе: областное ведомство направило свои претензии к качеству магистрали в середине апреля 2022 года. После многочисленных слушаний компания и Министерство транспорта заключили мировое соглашение.
Проект магистрали Центральной планировали еще во второй половине XX века: впервые о возведении этой дороги заговорили в 1965 году. Тогда в генплане города появились наброски будущей трассы. Больше полувека проект кочевал из одного документа в другой, стройку не один десяток раз переносили. 63.RU публиковал хронику. Также мы рассказывали, какой в итоге она будет. Проезд по Центральной решили сделать бесплатным.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.