Дороги и транспорт Ликвидация ПАТ проблема Весь общественный транспорт Самары отдадут частникам? К чему приведет ликвидация ПАТ

Весь общественный транспорт Самары отдадут частникам? К чему приведет ликвидация ПАТ

У экспертов прямо противоположные мнения

Шестой год пассажиров по городу развозит на автобусах частник

В Самаре не станет муниципального автобусного перевозчика. Мэрия приняла решение о ликвидации «Пассажиравтотранса» (ПАТ). Надежды на то, что пассажирскими перевозками будут заниматься не частные конторы, всё меньше. Возникает вопрос: как это скажется на качестве работы общественного транспорта? И не перейдет ли вся сфера в руки частного бизнеса. Мы спросили у экспертов, насколько это возможно и так ли это плохо.

Обещали возродить

МП ПАТ работал в Самаре с мая 2007 года — обслуживал все муниципальные автобусные маршруты. В 2018-м стало известно, что предприятие закрывают из-за больших долгов. По предварительным подсчетам, размер задолженности составил 1 миллиард рублей. Мы публиковали список кредиторов предприятия.

Все муниципальные автобусные маршруты передали на обслуживание частному перевозчику — ООО «Самара Авто Газ». Ему сдали в аренду автобусы и имущество ПАТа. Ежегодно контора платит мэрии Самары 76 миллионов рублей в качестве взноса.

ООО «Самара Авто Газ» раньше связывали с бизнесменом и политиком Алексеем Ушамирским. Теперь компания принадлежит столичному перевозчику.

Параллельно городские власти пытались расплатиться с долгами ПАТ. Более того, в конце 2022 года департамент транспорта объявил о возможности возвращения ПАТ к перевозкам.

По словам Юрия Тапилина, у ПАТ были шансы на возрождение

— Мы постараемся стать участниками нацпроекта, чтобы на льготных условиях и при софинансировании из местных бюджетов закупить новый подвижной состав. После этого можно будет выходить на торги и бороться за городские или дачные маршруты наравне с коммерческими перевозчиками, — рассказал замруководителя департамента транспорта Юрий Тапилин.

Но, как говорят в народе, что-то пошло не так.

Ликвидировать нельзя возродить

В мае другой муниципальный перевозчик Самары, «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ), объявил, что приобретет в лизинг 50 автобусов за 1,31 миллиарда рублей. В документах на сайте госзакупок была приложена записка следующего содержания.

Федеральный закон, на который сослались городские власти (от 27.12.2019 485-ФЗ), устанавливает запрет на создание муниципальных унитарных предприятий, за исключением ряда сфер. Как указано на сайте Госдумы, цель — повысить уровень конкуренции на рынке РФ, способствовать повышению качества предоставляемых услуг.

Позже в мэрии Самары объяснили ситуацию вот таким витиеватым образом:

— Вопрос закрытия предприятия на повестке не стоит. Вместе с тем в соответствии с федеральным законодательством с 2025 года муниципальные предприятия, выполняющие автобусные перевозки, подлежат закрытию и (или) перепрофилированию. В сложившихся условиях во исполнение требований федерального закона муниципальный перевозчик будет сохранен, возможно, в составе другого юридического лица. Изучение практики других городов показывает, что по такому же пути идут, например, Москва, Екатеринбург, Калининград.

«Видимо, муниципалитет не хочет заниматься перевозками»

При этом, по словам депутата Госдумы Михаила Матвеева, судьба ПАТ была предрешена давно:

— На самом деле фактическая ликвидация ПАТ как предприятия, которое занимается перевозками, произошла еще в 2018 году, когда МП перестало работать и все маршруты передали частной компании. Тогда значительная часть коллектива ПАТ перешла на работу в эту структуру. Видимо, муниципалитет просто не хочет заниматься автобусными перевозками, раз принял решение о ликвидации предприятия, пусть даже того, которое существует только в теории.

Раньше у ПАТ был автопарк на улице Авроры, сейчас он пустует

Кроме того, парламентарий усомнился в применимости федерального закона в данном случае. Ведь ФЗ запрещает создание новых МУПов, а ПАТу уже больше 16 лет.

— Мне кажется, городские власти наводят тень на плетень с этим законом. Вообще, муниципальный транспорт — это полномочия органа местного самоуправления, — говорит Михаил Матвеев.

«Приходят, чтобы разворовать»

Что же означает смена перевозчиков для простого народа? У Михаила Матвеева пессимистичный прогноз.

— Это весьма печально, поскольку в последнее время люди сетуют на сворачивание многих маршрутов. Ликвидируются нерентабельные направления. На мой взгляд, муниципальный транспорт для того и существует, чтобы поддерживать перевозку пассажиров на рентабельных для частных перевозчиков маршрутах, — считает депутат Госдумы.

Другой точки зрения придерживается бывший министр транспорта Самарской области Борис Ардалин.

— К сожалению, опыт показывает, что частные предприятия на муниципальном уровне работают эффективнее. А МП, видимо, не в состоянии обеспечить работу общественного транспорта — эффективного хозяина нет. У частников всё получается. Наверное, ликвидация ПАТ была разумным решением. По крайнее мере, на первый взгляд, — сообщил экс-министр.

Борис Ардалин (справа) возглавлял Минтранс в 2006–2007 годах

Более нейтральную позицию занимают федеральные эксперты в области общественного транспорта. Например, директор НКО «Объединение Автопассажирских Перевозчиков» Татьяна Ракулова видит ситуацию следующим образом:

— Мы должны понимать, что всё зависит от руководителя. Это 99% успеха предприятия. Потому что есть директора, которые приходят в МП, чтобы разворовать муниципальную собственность. А есть идейные профессионалы, которые эффективно работают. В каждом городе свой случай. И заранее предсказать, будет ли МП работать эффективно, проблематично. Хотя сейчас пассажирский бизнес в целом не очень эффективен, поскольку стоимость проезда не соответствует реалиям.

Трамваи тоже частникам отдадут?

После новости о ликвидации ПАТ многие самарцы выразили опасение, что такая же судьба ждет ТТУ. Эксперты считают, что такое развитие событий реально.

— Ходят слухи о новых сокращениях маршрутов и автобусов, и трамваев. Периодически вспыхивают слухи о желании муниципальный электрический транспорт тоже как-то ликвидировать и прочее. К сожалению, это всё возможно, — считает депутат Михаил Матвеев.

Некоторые задумались, не повторит ли ТТУ судьбу «Пассажиравтотранса»

Аналогичного мнения придерживается и директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов:

— Закон позволяет, но это несет большие риски. Связаны они в первую очередь с профессионализмом органа исполнительной власти, ответственным за реализацию закона об организации транспортного обслуживания населения. Это требует очень большой квалификации специалистов.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления