Специалисты Центрального государственного архива Самарской области (ЦГАСО) обнародовали уникальные исторические документы. Они касаются развития городской подземки. Разработка проекта метро стартовала в 1977 году.
— Много лет до этого времени идею строительства метро в нашем городе отстаивал в Москве глава Самары Алексей Андреевич Росовский. Строительство первой станции началось в 1980 году, а 26 декабря 1987 года запустили движение на первом участке, состоящем из четырех станций. Куйбышевский метрополитен стал пятым в России. В 2013 году ему было присвоено имя Росовского, — подчеркивают в ЦГАСО.
В первой очереди куйбышевского метро было запланировано 14 станций. Свои первоначальные названия сохранили только пять из них: «Кировская», «Безымянка», «Победы», «Советская» и «Спортивная». В 1978 году станция метро «Гагаринская» была «Проспектом Гагарина», «Московская» — «Проспектом Маркса», «Российская» — «Проспектом Ленина», «Алабинская» — «Октябрьской».
На пересечении Венцека и Фрунзе планировали построить метро «Площадь Революции», на перекрестке Чапаевской и Красноармейской — станцию «Площадь Куйбышева», а на Самарской и Ярмарочной — «Самарскую». Еще две станции планировали провести в рабочие районы: «Авиационную» на Псковской и «Заводскую» на Заводском шоссе и Кирова.
Но чуть больше года спустя — в апреле 1979 года — число станций сократили до тринадцати, вычеркнув из списка «Заводскую». Тогда же метро «Авиационная» переименовали в «Крылья Советов».
Первый участок куйбышевского метрополитена — 4 станции — был построен за 7 лет. Регулярное пассажирское движение поездов запустили 26 декабря 1987 года. За первый год метро перевезло 12 миллионов 843 тысячи пассажиров. С 1980 по 1993 годы были построены станции метро «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская». В 2002 году введена в эксплуатацию «Московская». Ее строили 12 лет. В 2007-м открыли «Российскую». В 2008-м начали возводить «Алабинскую». В 2015-м ее ввели в эксплуатацию.
Последней станцией первой линии самарского метрополитена станет «Театральная». Ее должны были построить до конца 2024 года. Но тоннелепроходческий щит запустили только в этом мае. Незадолго до запуска щита редакция 63.RU побывала на стройплощадке. Нам удалось поговорить со специалистами. А также мы публиковали эскизы будущей «Театральной».
Есть в планах властей и строительство второй ветки метро. Пока, правда, только на бумаге. Летом 2023 года самарский Минстрой опубликовал проект планировки территории под строительство второй ветки метро. И в этих документах указаны несколько вариантов прокладки подземки. Судя по ним, назревает борьба магистралей — Московского шоссе и проспекта Карла Маркса. Публикуем подробности.
Изначально предполагалось, что на второй ветке метро будет 10 станций, но в итоге количество сократили до 6. Из документов следует, что метро пройдет от Самарского (Фрунзенского) моста по берегу реки Самары до железнодорожного вокзала. Далее — трассой на эстакаде будет пресекать станционные ж/д пути и, начиная с улицы Мечникова, уходить под землю под проспектом Карла Маркса до Масленникова. Оттуда под Московским шоссе метро протянут до Центрального автовокзала.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.