Общественный транспорт Самары по-настоящему лихорадит, это отражается как на качестве пассажирских перевозок, так и на внутренней кухне. Месяц назад город потрясла новость об аресте директора МП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) Михаила Ефремова. А до этого в руки правоохранителей попал заместитель главы департамента транспорта Самары. Причем в обоих случаях претензии силовиков были связаны с транспортным коллапсом в Самаре. Мы решили разобраться в деталях этого уголовного дела.
«Совсем по беспределу»
Михаил Ефремов руководил своим ведомством больше 7 лет. За это время в адрес ТТУ звучало немало «ласковых» слов от пассажиров. Дело в том, что трамвайный парк ТТУ изношен более чем на 90%. Из-за этого трамваи по городу ходят с перебоями, часто набитые как консервные банки, ломаются и загораются прямо в пути.
На перебои в работе транспорта обратили внимание в надзорном ведомстве. Прокуратура инициировала большую проверку работы ТТУ и автобусного перевозчика «СамараАвтоГаз». По итогам проверки в отношении перевозчиков возбудили административные дела за срыв перевозок по муниципальным контрактам. В суде поставили вопрос о дисквалификации должностных лиц обоих предприятий.
А в начале июня Михаила Ефремова задержали по подозрению в превышении должностных полномочий. Его отправили под арест на 2 месяца. Детали уголовного дела озвучил депутат Госдумы Александр Хинштейн:
— По версии следствия, в 2023 году Ефремов незаконно приобрел в лизинг 50 автобусов МАЗ, а затем совсем уж «по беспределу» передал эти машины в сублизинг коммерческому перевозчику: ООО «СамараАвтоГаз». Тем самым он нанес ущерб не только бюджету, но и жителям, не дождавшимся новых автобусов. Это объясняет причины транспортного коллапса в Самаре. Действия Ефремова квалифицированы по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Хотели как лучше, а получилось...
Впервые о закупке для Самары этих пресловутых 50 автобусов заговорили больше года назад, в апреле 2023 года. Поставить новый подвижной состав пообещал Минский автозавод (МАЗ). Первоначально запуск нового подвижного состава назначили на лето 2023-го. Чуть позже в мэрии Самары добавили, что автобусы приобретут в лизинг, а деньги на это выделят из бюджета области.
В администрации рассказали, что новый транспорт направят в Куйбышевский и Красноглинский районы. Также власти обозначили, что принадлежать эти автобусы будут городу, а не компании-перевозчику.
12 мая 2023 года соответствующая закупка появилась на профильном сайте. Называлась закупка «Заключение договора оказания услуг финансовой аренды (лизинга) 50 единиц автобусов». Цена контракта составила 1 миллиард 315 миллионов рублей.
— Из этой суммы 150 миллионов компенсировали за счет предоставления субсидии и 1 миллиард 201 миллион составили платежи, полученные от автобусного перевозчика ООО «СамараАвтоГаз» за аренду подвижного состава, — сообщили в мэрии.
Вот только в качестве заказчика, с которым заключали контракт, было указано ТТУ. Среди документов закупки есть обоснование максимальной цены контракта. Там же есть объяснение, при чем здесь трамвайное управление:
— В соответствии с ФЗ № 485, в 2024 году МП Самары «Пассажиравтотранс» (ПАТ) подлежит ликвидации с предполагаемой передачей имущества в ТТУ для осуществления пассажирских перевозок с использованием автобусов.
В этом же документе указано, что автобусный парк необходимо пополнить 50 новыми единицами техники. Предполагалось, что до ликвидации «Пассажиравтотранса» «Трамвайно-троллейбусное управление» будет сдавать эти автобусы в аренду или сублизинг.
— Передача автобусов в сублизинг предусмотрена федеральным законом от 29 ноября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», решением Самарской городской думы от 13 декабря 2022 года «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Договор с ООО «СамараАвтоГаз» заключен на срок до 30 июня 2028 года, — сообщили в мэрии Самары в ответ на запрос 63.RU.
Что еще за «Пассажиравтотранс»?
МП «Пассажиравтотранс» было муниципальным автобусным перевозчиком. МП работало в Самаре с мая 2007 года. Но в 2018-м стало известно, что у предприятия накопились огромные долги, и оно больше не может работать. По предварительным подсчетам, размер задолженности составил 1 миллиард рублей. Мы публиковали список кредиторов предприятия.
Все муниципальные автобусные маршруты передали на обслуживание частному перевозчику — ООО «СамараАвтоГаз». Ему сдали в аренду автобусы и имущество ПАТа. Ежегодно контора платит мэрии Самары 76 миллионов рублей в качестве взноса.
ООО «СамараАвтоГаз» раньше связывали с бизнесменом и политиком Алексеем Ушамирским. Теперь компания принадлежит столичному перевозчику.
Параллельно городские власти пытались расплатиться с долгами ПАТ. Более того, в конце 2022 года департамент транспорта объявил о возможности возвращения ПАТ к перевозкам.
— Мы постараемся стать участниками нацпроекта, чтобы на льготных условиях и при софинансировании из местных бюджетов закупить новый подвижной состав. После этого можно будет выходить на торги и бороться за городские или дачные маршруты наравне с коммерческими перевозчиками, — рассказал замруководителя департамента транспорта Юрий Тапилин.
Но, как говорят в народе, что-то пошло не так. И ссылаются власти на федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ. Этот документ запрещает создавать муниципальные унитарные предприятия, за исключением ряда сфер. Как указано на сайте Госдумы, цель — повысить уровень конкуренции на рынке РФ, способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Позже в мэрии Самары дали комментарий по ситуации, но довольно витиеватый:
— Вопрос закрытия предприятия на повестке не стоит. Вместе с тем в соответствии с федеральным законодательством с 2025 года муниципальные предприятия, выполняющие автобусные перевозки, подлежат закрытию и (или) перепрофилированию. В сложившихся условиях во исполнение требований федерального закона муниципальный перевозчик будет сохранен, возможно, в составе другого юридического лица. Изучение практики других городов показывает, что по такому же пути идут, например, Москва, Екатеринбург, Калининград.
«Повлекло перебои»
Несмотря ни на что, автобусы закупили. Их начали выпускать на линию с 1 сентября 2023 года. А спустя примерно полгода в игру вступили правоохранители. В начале апреля 2024 года стало известно, что следователи возбудили уголовное дело в отношении замглавы городского дептранса. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что под статью попал начальник отдела финансово-экономического анализа Дмитрий Худотеплов. Его заподозрили в превышении должностных полномочий из личной заинтересованности.
— В мае 2023 года областной Минтранс выделил мэрии из регионального бюджета средства на обновление подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта. В нарушение условий предоставления субсидии подозреваемый перечислил 92 миллиона рублей муниципальному предприятию, не осуществляющему пассажирские перевозки автомобильным транспортом, — сообщили в областной прокуратуре.
Полученную сумму не названное прокуратурой муниципальное предприятие направило на покупку в лизинг 50 автобусов. Их МП передало «на невыгодных для бюджета условиях» сторонней коммерческой организации, тоже неназванной, но, вероятнее всего, речь шла о «СамараАвтоГазе».
— Неправомерное распоряжение бюджетными средствами повлекло перебои в осуществлении пассажирских перевозок и ненадлежащую работу общественного транспорта в городе, — добавили в надзорном ведомстве.
Еще тогда появилась версия, что под «МП, не осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом», прокуратура имела в виду ТТУ. Но официального подтверждения этому не было. Всё стало окончательно ясно, когда задержали Михаила Ефремова.
При этом в мэрии Самары сообщили, что стоимость аренды автобусов превысила стоимость лизинговых платежей МП на 36 миллионов. Таким образом, договор сублизинга является прибыльным для МП.
— Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь самарскому ТТУ предоставили дополнительные льготы по оплате лизинга, и цена договора снизилась до 1 миллиарда 219 миллионов рублей. За счет этого фактический доход МП «ТТУ» от передачи автобусов в сублизинг на июнь 2024 года уже составил 32 миллиона 465 тысяч рублей, — добавили в городской администрации.
Также представители мэрии сообщили, что по итогам 2023 года в ТТУ провели ежегодную независимую аудиторскую проверку. Каких-либо замечаний по факту заключения договоров лизинга и сублизинга, убыточности сделок для предприятия не выявили:
— Сделку по закупке автобусов проверяли специалисты Контрольно-счетной палаты Самары, городского департамента по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции, департамента финансов. Отчетные документы об использовании целевой субсидии в размере 150 миллионов рублей принял главный распорядитель бюджетных средств областного бюджета — Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, — сообщили в мэрии.
Тем временем с момента ареста Михаила Ефремова прошел уже месяц. За всё это время ни Следственный комитет, ни прокуратура никакой официальной информации об этом деле не обнародовали.
Что думаете о деле Михаила Ефремова?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.