В Самаре в тестовом режиме начал ходить электробус. Он ездит по маршруту «Губернский рынок» — «Южный город» ближайшие два месяца. Журналисты 63.RU прокатились на нем одними из первых.
Электробус (электрический автобус) — автономный безрельсовый транспорт, который движется при помощи тягового электропривода, энергия для которого запасается на борту в накопителе. Сейчас такой общественный транспорт работает в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке и Тюмени. Он может работать при температуре от -40 °С до +40 °С. Максимальная вместимость салона — 85 человек, из них 38 пассажиров будут располагаться на сидячих местах.
В середине февраля 2020 года машину привезли в Самару из Белоруссии. Около месяца специалисты занимались её тестированием и наладкой. Электробусу присвоили маршрут № 108.
Скорости и возможности
Электробус можно сравнить одновременно и с автобусом, и с троллейбусом. От первого «родителя» он получил независимость от контактной сети, а от второго — не бензиновый, а электрический двигатель. «Сердце» электробуса находится в задней части салона. Несколько суперконденсаторов позволяют проехать на одном заряде около 20–30 км со скоростью не больше 65 км/ч.
Водители, которые управляют электробусом, также сравнивают его с троллейбусами последнего поколения. Но есть и отличия.
— Во-первых, у электробуса плавный ход, и он очень тихий. Во-вторых, подвеска автоматически выравнивает салон на неровных участках, так что пассажиров не «трясет», — поделился своими впечатлениями водитель электробуса.
При этом электробус рассчитан и на маломобильных граждан. При необходимости салон будет немного наклоняться вправо, также у входов есть откидные пандусы.
Зарядка
За один рейс машина расходует около 40–50% заряда, её необходимо подпитывать после каждой поездки. Это позволяет избежать полной разрядки электробуса во время поездки.
Зарядные станции находятся как в Южном городе, так и в троллейбусном депо № 1 на пересечении Чкалова и Мичурина. При этом «заправляют» электробус от контактной пары, под высоким напряжением.
«Заправка» электробуса выглядит так: машина подъезжает к станции, и водитель поднимает пантограф-токоприёмник. После того, как конденсаторы накопили полный заряд, подача тока прекращается автоматически. Весь процесс занимает от 5 до 12 минут.
При этом во время поездки электробус не только расходует заряд, но и способен его увеличить. Например, по время спуска с возвышенностей система способна вернуть небольшое количество электричества. Это позволяет проехать на одном заряде чуть большее расстояние.
Без движения электробус тоже расходует энергию, но немного. Перед отправкой из Белоруссии конденсаторы зарядили на 100%. За неделю машина израсходовала около 25–30%.
Заряд уходит не только на то, чтобы привести электробус в движение. С его помощью работает и кондиционер в салоне. А вот обогрев идёт не от электричества, а от дизельного топлива.
Подогрев салона отнимает слишком много энергии. А такой вариант позволяет сэкономить. При этом расход топлива небольшой: бак рассчитан на 40 литров, и за один день мы потратили всего 4 литра.
Салон
Оплата
Одна поездка в электробусе стоит 32 рубля. Оплатить ее можно банковской картой или наличными. При этом транспортные карты, которые есть у жителей Самары, терминал не принимает.