Недвижимость Новый жилой микрорайон. На месте завода Тарасова

Новый жилой микрорайон. На месте завода Тарасова

На месте завода им. Тарасова появится жилой микрорайон, а цеха перевезут - но не все

Впрочем, если цеха и переедут, то лишь малая их часть, говорят специалисты, ибо продукция завода теряет былой спрос. Сказывается резко возросшая конкуренция. В любом случае, считают эксперты, планы по строительству на месте нынешнего ЗиТа жилого микрорайона оправданы и, наверное, выгодны всем, кроме рабочих предприятия. Жители Промышленного района Самары уже проголосовали за смену зонирования территории завода. На публичных слушаниях, прошедших 28 августа, речь шла об изменении зон земельного участка площадью почти 19,5 га по ул. Ново-Садовой, 311 с ПК-1 (зона предприятий и складов V-IV классов вредности), ПК-3 (зона предприятий и складов) и Ц-3 (предприятий обслуживания населения местного значения) на зону Ж-4 (многоэтажная жилая застройка 5-16 этажей). Эта территория принадлежит заводу им. Тарасова. Таким образом, скоро здесь появится жилая застройка, а производственные мощности планируют переместить в промзону. Вопрос только в каком составе цеха ЗиТа доедут до нового места расположения.

Того не стоит...

С начала года на заводе уже сократили 500 рабочих, а осенью уволят еще 150 человек, горюет председатель профкома завода им. Тарасова Михаил Шапошников, который на момент сдачи номера газеты находился в отпуске, но подтвердил сведения, опубликованные ранее в других СМИ. Об этом же говорят данные информационной системы «СПАРК-Интерфакс»: в июне 2010 года на заводе числилось 3823 человека, сейчас уже 3396. О том же толкуют и рабочие: «У нас ежедневно кого-то увольняют. Четыре года назад в цехе работало 60 человек, теперь осталось пять. Меня и еще одну сотрудницу обещали уволить в сентябре, но вроде перенесли на октябрь», - жалуется работница предприятия, по понятным причинам не называющая своего имени. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, 81,7% акций ОАО «Завод имени А. М. Тарасова» принадлежит офшорной акционерной компании с ограниченной ответственностью «Юнайтед Сазен корпорейшн лимититед», еще 7,7% - ООО «Тадем-Авто», которая через те же компании аффилирована нынешнему директорату завода: Александру Титову и Николаю Шутову. Последний напрямую владеет 4% акций компании.

Проект хорош

Генеральный директор предприятия Александр Титов через секретаря от разговора с нами уклонился, так же как и его заместитель по техническому развитию и модернизации Александр Федулов, сопроводивший свой отказ многозначительным «раньше комментировал, а сейчас не буду». Тем не менее никто из них не подверг сомнению информацию о планируемом переносе действующих мощностей предприятия на окраины города.

- Проект сам по себе очень хорош, - говорит экс-глава завода имени Тарасова, небезуспешно выводивший его из кризиса, а ныне управляющий крупной международной инвестиционной компанией, Михаил Булгач. Он разделяет опасения, что далеко не все производственные мощности переедут на новое место. «Это естественный процесс, вопросы конкурентоспособности надо было решать раньше. Теперь уже поздно: новые партнеры АвтоВАЗа тащат за собой своих поставщиков... И было бы очень странно, если бы они предпочитали наши качественные стартеры дешевым китайским», - иронизирует он. По его мнению, очень дельным во всех отношениях видится проект нынешних хозяев завода - реализовать свой основной актив - землю - под застройку в географическом центре города.

Это, конечно, намного проще, нежели переоснащать производство, внедрять новые технологии, снижать себестоимость и конкурировать на рынке с другими поставщиками автокомпонентов. В частности - катушек так востребованных ныне автомобильных стартеров.

Еще раз о корпорации

Кстати, о китайцах. Год назад на завод приезжали делегации из Поднебесной. В аккурат перед самым началом главных бед предприятия. Об этом вспоминают чуть ли не все опрошенные автором работники. И теперь Волжский автогигант окончательно повернулся лицом к китайским производителям стартеров и катушек, фактически поставив крест на продукции «тарасовцев». На самом ВАЗе наш запрос оставили без внимания.

Представители китайских автопоставщиков тоже официально комментировать ситуацию отказались, однако «не для печати» один из менеджеров компании, заменившей на рынке продукцию ЗиТа, сообщил, что «наши товары, даже несмотря на логистические затраты, удовлетворяют всем требованиям и обходятся заказчику намного дешевле». Каким именно требованиям - говоривший пожелал не уточнять.

- Сегодня никто не отменял законов конкурентного рынка, - говорит член Общественной палаты при Президенте РФ, известный эколог Сергей Симак, - поэтому не удивлюсь, если на новое место переедет меньшая часть ныне работающих на ЗиТе участков. Однако и такой сценарий, как полная ликвидация в географическом центре города промышленного производства и застройка его территории жилым комплексом, меня полностью устраивает. Не должно работать промпредприятие в самом центре мегаполиса.

Кроме того, он уверен, что и промышленников этот вопрос мотивирует в части прогноза их деятельности: нужно понимать, что и зачем выпускать. «Если производство будет рентабельно, его оставят даже за пределами областной столицы, к тому же - логистических расходов меньше». И наоборот: «Зачем собственнику держать на таком «золотом» месте малоприбыльное производство, уж лучше реализовать его по рыночной цене, тем более конъюнктура позволяет», - свидетельствует эксперт.

С ним согласен Булгач. Он, в частности, говорит: «Когда я руководил предприятием, не скажу, что поступали предложения, но намеки были. Вообще земля - товар очень привлекательный, поэтому телодвижения нынешнего заводоуправления вполне понятны».

Экс-директор также говорит, что соображения рентабельности диктуют «промышленную политику». В том числе речь идет о производстве на заводе Тарасова, а это - более тысячи элементов номенклатурного ряда линейки комплектующих ВАЗа. Сегодня, как минимум половина, - говорит сотрудник автозавода, - закупается у «несамарских фирм, которые подходят более-менее под устанавливаемые конкурсной комиссией аукциона правила и соответствуют ГОСТам».

Будет или не будет

- Короче, нынешняя «зитовская» реальность такова: есть решение публичных слушаний и есть проект нового микрорайона на 17-18 тысяч жителей, - говорит главный архитектор этого проекта Татьяна Артемьева (его заказали владельцы ЗиТа). Микрорайон займет участок 38 гектаров. Причем на них расположены три объекта, принадлежащие федеральному Минимущества: бомбоубежище, пожарная часть и котельная. Правда, пока речь идет о застройке 19,4 га. По мнению Артемьевой, логичным было бы вводить в эксплуатацию территорию всего микрорайона сразу, потому что коммуникации, их новые развязки «да и логистика вообще, не говоря уж о прочей инфраструктуре», обошлись бы городу дешевле.

- Три объекта федерального Минимущества мы обошли - зоны отчуждения и все такое, - говорит Артемьева. Что свидетельствует в пользу того, что с ЗиТом не повторится история завода имени Масленникова, когда «все подписанные документы» потеряли юридическое значение из-за такого важного участника игры, как Минобороны. Однако заказчик, получивший проект еще в декабре этого года, не спешит. Более того, недавно представители «заказчика» попросили разработчиков архитектурного эскиза провести «красным пунктиром» черту между работающей частью предприятия и «мертвой» с тем чтобы точно определить что можно застраивать и что - нет.

- Это не совсем правильно, - возмущается Артемьева. - И заказчику, и жильцам было бы удобнее получить полный комплекс и набор услуг жилья и сервисов: обслуживать их придется той же насосной станции, ЖЭУ, парикмахерской, детсадам и школе, которая в этой ситуации вряд ли будет загружена полностью, - досадует автор проекта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления