В Самаре в Кировском районном суде закончили рассмотрение уголовного дела в отношении двух человек, которые ранее входили в руководящий состав РКЦ «Прогресс». Речь идет о Светлане Кирилиной и Сергее Тюлевине.
— Их признали виновными в злоупотреблениях полномочиями, но освободили от наказания за растрату. Обоих приговорили к 9 годам колонии общего режима. Под стражу взяли прямо в здании суда, — сообщили 63.RU в суде Кировского района.
Бывшему главному инженеру оборонного предприятия и экс-руководителю управления финансами и внешнеэкономической деятельностью вменяют злоупотребление полномочиями. Следователи считают, что в 2015 году Сергей Тюлевин и Светлана Кирилина от лица РКЦ договорились с поставщиками иностранного оборудования на поставку станков. Однако вместо аппаратов, которые были указаны в техническом задании, на завод привезли другие. Стоимость покупки также отличалась.
По версии следователей, топ-менеджеры также оформили командировки в Италию и Чехию, чтобы наладить контакты с поставщиками. Покупку станков, а также иностранные поездки оплачивали из бюджета «Прогресса». Речь идет о сумме почти 1 миллиард рублей. Как считает сторона обвинения, все эти махинации были необходимы для «поднятия авторитета».
Уголовное дело в отношении экс-сотрудников оборонного завода рассматривают во второй раз. В феврале 2019 года судья Илья Родомакин не обнаружил в материалах конкретных обстоятельств преступления. По мнению служителя Фемиды, следователи не описали, как именно подсудимые смогли причинить «Прогрессу» столь значительный ущерб. Более того, одни и те же действия Светланы Кирилиной и Сергея Тюлевина обвинение описало по-разному. Из-за этого дело пришлось вернуть на доследование.
Через год материалы снова отправили на рассмотрение в Кировский районный суд. В качестве свидетелей опрашивали и сотрудников РКЦ «Прогресс». Один из них, Сергей Паренков, рассказал, почему топ-менеджерам пришлось заказать другой станок.
— В технической документации предусматривались конкретные марки станков. Одним из них было оборудование типа «Олимпия». Но когда дело дошло до купли-продажи, оказалось, что его сняли с производства. В итоге взяли аппаратуру от итальянских производителей. Чешский же завод предлагал старую модификацию своего оборудования, — рассказал главный технолог «Прогресса» Сергей Паренков.
Также в суде опросили экс-сотрудника двух подрядных организаций, «СТК-Экспорт 2002» и «СоюзМашИмпорт», Романа Севрюкова. Именно эти компании были посредниками между РКЦ «Прогресс» и производителями иностранного оборудования. Он объяснил схему работы с самарским предприятием и поставщиками из других стран.
— По договору перед началом работы на станках специалисты должны пройти обучение. Проще и дешевле отправить сотрудников на завод-изготовитель, чем приглашать их работников к нам, — пояснил свидетель.
По его словам, то оборудование, которое фигурирует в деле, уникально. Итальянский завод выпустил всего 5 станков на весь мир. При этом они обеспечивают максимальную точность обработки деталей.
Как рассказал свидетель, в 2014–2015 годах «СТК-Экспорту 2002» пришлось столкнуться с финансовыми проблемами при работе с «Прогрессом» и иностранными заводами. Дело в том, что именно в это время начались колебания курсов валют.
— С чехами и итальянцами мы рассчитывались в евро, а с «Прогрессом» — в рублях. И из-за скачков мы ходили буквально по грани, денег хватало в обрез, — объяснил Роман Севрюков.
Еще одну сделку с участием Сергея Тюлевина и Светланы Кирилиной следователи также посчитали подозрительной. В марте 2021 года они возбудили еще одно уголовное дело, но уже по подозрению в мошенничестве.
Уголовные дела о злоупотреблениях полномочиями на РКЦ появились после проверки предприятия «Роскосмосом» и силовиками. Обвинения предъявили не только топ-менеджерам, но и генеральному директору предприятия Александру Кирилину. В середине июля 2021 года его приговорили к 8,5 года лишения свободы в колонии общего режима. Также ему назначили штраф — 800 тысяч рублей.
Уголовное дело в отношении еще одного экс-сотрудника «Прогресса», Константина Наумова, отправили на доследование. Ему вменяют серию мошенничеств в крупном размере.