Криминал истории Взрыв на Кировском рынке: публикуем воспоминания очевидцев трагедии, которая унесла жизни 10 человек

Это был первый теракт в новейшей истории Самары, устроенный в месте массового пребывания людей

Такое ЧП в современной истории Самары произошло впервые

Трупы, накрытые фольгой, раненые окровавленные люди, раскуроченные контейнеры — таким сразу после взрыва был предстал перед взорами очевидцев Кировский рынок 4 июня 2004 года. Это была пятница, на рынке было много людей. Бомба сработала в рядах с контейнерами вдоль железнодорожных путей, где торговали выходцы из Средней Азии. Что происходило на Кировском в первые минуты и часы после трагедии? Какие версии отрабатывала полиция? Мы поговорили с очевидцами трагедии и узнали ответы на эти вопросы.

Бомба была радиоуправляемой

Кировский вещевой рынок работает в Самаре уже несколько десятков лет. Он расположен вдоль проспекта Кирова, рядом с бывшими корпусами Самарского подшипникового завода № 9 и павильоном станции метро «Кировская».

В конце 90-х годов XX века это была одна из самых посещаемых торговых площадок Самары. На Кировский ехали со всего города. Вход на рынок был платным. В народе он даже получил название «Кировский бутик».

Условно рынок делился на ряды, которые находились ближе к корпусам СПЗ и станции метро, и ряды вдоль железнодорожных путей, где торговали выходцы из Средней Азии и вьетнамцы.

Рынок был одним из активов организованной преступной группировки «Законовские».

К 2017–2018 годам рынок практически «очистился» от криминальной репутации. Его владельцы решили сделать из Кировского современную торговую площадку. Летом 2019 года демонтировали торговые ряды, которые расположены вдоль железнодорожных путей, — около 100 штук. А в ноябре занялись зачисткой вьетнамских рядов. Причем пришлось даже ОМОН привлекать. Также мэрия судилась за снос торговых рядов, принадлежащих предпринимателю, имя которого правоохранители также связывают с деятельностью ОПГ «Законовские».

Но в далеком 2004 году становление Кировского рынка как зоны цивилизованной торговли было на самом начальном этапе. 4 июня здесь прогремел взрыв мощностью 1,5 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 10 человек, около 70 были ранены. Эксперты-взрывники выяснили, что самодельное взрывное устройство, закрепленное за одной из торговых палаток, было радиоуправляемым. Его заложили между двумя палатками на бетонном заборе, который выходит на железную дорогу.

Были возбуждены уголовные дела по статьям 205 УК РФ «Терроризм» и 105 УК РФ «Умышленное убийство».

Организатором теракта был бывший курсант Ростовского военного училища Павел Косолапов, а исполнителем — житель Казахстана Еркингали Тайжанов. Его задержали на территории Казахстана, мужчину нашли повешенным в камере вскоре после задержания.

Вот что рассказали очевидцы этой трагедии.

«Помню человека под завалами»

Владимир Котмишев в 2004 году работал фотокорреспондентом в газете «Репортер».

— Откуда мы узнали о взрыве? Точно уже не вспомню. По-моему, в редакцию сообщил кто-то из горожан. И мы поехали на место на служебной машине. Помню, что на месте уже были полицейские, но нас, фотокорреспондентов, пустили поснимать. Каких-то особых проблем с этим не возникло. Где было оцеплено и работали следователи, мы всё нужное сняли телевиками.

Тогда мы застали такую картину: площадка — как поляна, где всё было разбросано, товары все валялись просто на асфальте, разворочено. Трупы лежали прямо на земле, в основном накрытые. Запомнил момент: одного погибшего человека еще не успели достать из-под завалов, и он лежал там будто живой. Застали, как пострадавших развозили по больницам. Я тогда успел сделать много фото, они сохранились у меня в архиве. И вот они более наглядно показывают, что происходило на рынке в тот момент, — рассказал Владимир журналисту 63.RU.

«Было очень много травм, вплоть до ампутаций»

— Я тогда занимал пост заместителя руководителя ГУ МВД России по Самарской области. Но конкретно на момент 4 июня 2004 года я был в статусе исполняющего обязанности. То есть, по сути, возглавлял самарскую милицию. К сожалению, не помню, где был Владимир Глухов в то время: в отпуске, на больничном или в командировке.

4 июня 2004 года — это была пятница, будний день. Но, несмотря на это, на рынке было много людей. Звонок от граждан поступил в дежурную часть около 13:00–13:15. О том, что на Кировском рынке произошел взрыв, мне доложил дежурный. И мы сразу же поехали туда. Но, сами понимаете, добрались туда где-то через 25–30 минут, так как ехать надо было от улицы Соколова в район площади Кирова. Кроме нас, туда приехали милиционеры из ближайших районных отделений и города, — вспоминает глава Общественной палаты ГУ МВД России по Самарской области Александр Шахов.

Александр Николаевич работал в органах внутренних дел с 1977 до 2011 год. После отставки Александр Шахов стал работать в Общественном совете при областном главке. Мы делали интервью с Александром Шаховым, где он рассказывал о своей службе

В то время Кировский рынок был плотно заставлен разными палатками: деревянными, дюралевыми. А взрывное устройство, а это 1–1,5 кг в тротиловом эквиваленте, было установлено на высоте около полутора метров над землей. И в итоге палатки разлетелись и было много поражающих элементов. В свою очередь это привело к серьезным травмам, вплоть до ампутаций.

— У нас задача была оцепить место взрыва, сохранить место происшествия в том виде, в котором оно было; оказать помощь потерпевшим, работать со свидетелями и очевидцами. Поехали по всем больницам, собирали базу. Кроме милиции, на месте работала скорая (она подъехала примерно после нас) и прокуратура. Потом к делу подключили и ФСБ, так как стало понятно, что это теракт.

Хотя первоначальных версий было несколько. Первая — это взрыв газового или кислородного баллона. Вторая — разборки банд. Так как только недавно мы пережили 90-е, и неудивительно, что была такая мысль. Это могла быть как разборка между этническими группировками, так и между криминалитетом за передел сфер влияния. Но затем появилась еще одна версия — «чеченский след». И основания для этого были. Как раз в то время были подобные теракты в других городах, захваты самолетов.

После того как стало понятно, что на месте сработало взрывное устройство, то остались две версии: криминальные разборки или террористический след чеченцев. Потому что к июню 2004 года были самолеты, дома, ж/д станции, метро. То есть мы были не то чтобы готовы, но не могли не считать, и не учесть, что это мог быть теракт. И прокуратура области возбудила два уголовных дела — «Убийство» и «Терроризм».

В конечном итоге дело забрали ФСБ, и они его и расследовали. Такое событие, как взрыв в месте массового пребывания людей в таком городе, как Самара, — это был первый случай. У людей был шок, — рассказал Александр Шахов.

«Запомнились безумные глаза испуганных людей»

Елена Калюжная, тогда журналист программы «Время новостей» телекомпании «Орион», сначала не сразу поверила в то, что на рынке произошло что-то серьезное:

— Я очень хорошо помню этот день. Это была пятница. Мы ехали со съемок в студию готовить сюжет к выпуску новостей, и в этот момент позвонил информатор и сообщил, что на Кировском рынке произошел взрыв. Оператор тогда высказал предложение, что там взорвалась какая-нибудь хлопушка, и всё, в серьезность ситуации сначала мало верилось. Но я приняла решение всё-таки поехать туда и самим оценить ситуацию.

На месте мы были уже минут через 10 после звонка. Первый, кого увидели, когда подъехали к главному входу со стороны проспекта Кирова, был мужчина. Он лежал на земле весь в крови, а вокруг него суетились люди. Я сказала оператору: «Снимай всё!», потому что уже стало понятно, что на рынке произошло действительно что-то серьезное.

Потом уже в глаза бросились брошенные палатки, развивающиеся на ветру вещи, которые обычно вешали снаружи на эти палатки. И безумные глаза испуганных людей. Мы поняли, где примерно произошел взрыв, и начали продвигаться к тому месту. Навстречу бежали продавцы и покупатели рынка. Боялись ли мы тогда? Нет. Был журналистский азарт первыми оказаться на месте происшествия.

Но попасть в эпицентр взрыва не получилось — нас развернула милиция. Но к тому времени мы уже поняли, как и где лучше снять яркие кадры. Через виадук мы прошли на платформу (взрыв произошел недалеко от железнодорожного полотна), она еще не была оцеплена. Там мы снимали всё крупным планом: покореженные железные листы забора, которыми рынок был отгорожен от железной дороги, черные крыши павильонов. На месте уже находились начальник милиции общественной безопасности, прокурор города.

Когда нас заметили, то вывели оттуда и поставили оцепление уже на виадуке. Но у нас-то весь материал был уже снят. И мы поехали в редакцию готовить сюжет к выпуску новостей. А нам на смену на рынок поехала другая съемочная группа, остальные журналисты и операторы отправились по больницам, опрашивать потерпевших. Тогда редакция у нас сосредоточилась именно на этом происшествии.

Когда было объявлено, что на Кировском рынке произошел именно теракт, я, честно говоря, уже не вспомню. Но сначала силовики отрабатывали также и другие версии — местные разборки и неосторожное обращение с газовым оборудованием. Около рынка на железнодорожных путях в момент взрыва стояли цистерны с горюче-смазочными материалами. Силовики также проверяли и версию, что могли взорвать именно эти цистерны. Но если бы взорвались они, то рынок бы точно снесло весь, а может быть, и не только рынок.

«У меня на рынке погибла мама»

Самарцу Евгению Воробьеву в 2004 году было 16 лет. На Кировский рынок он пошел вместе со своей мамой.

— После взрыва у меня были ожог и рваные раны лица, боли в шейном и поясничном отделах. Физически восстанавливался в районе года, моральное восстановление длилось гораздо дольше. На рынке вместе с мамой были покупателями. 16 лет. Стояли рядом с палаткой детских вещей, далее помню, что отлетел на неопределенное расстояние, после этого крик и суета пострадавших, сам смог встать и найти тело мамы, после из-за сильных ожогов, глаза открывать уже не мог. Через какое-то время бригада скорой помощи забрала меня и отвезла в больницу Пирогова. За ходом уголовного дела я не следил, — рассказал Евгений.

Через 7 лет, 14 июня 2011 года, на Кировском рынке прогремел еще один взрыв. Он был не таким сильным, как в 2004 году. Пострадал 15-летний подросток, который нашел у торгового контейнера черный целлофановый пакет с бомбой. Фигурантами дела о взрыве стали 23-летний житель Сызрани, подозреваемый также в попытке взрыва здания криминалистического центра ГУ МВД по Пензенской области, и 25-летний уроженец Ульяновской области. Их отправили в колонию.

Уважаемые читатели! Если вы или ваши близкие также были на рынке во время взрыва, свяжитесь, пожалуйста, с редакцией.
Звоните круглосуточно8-960-832-15-74
Мы в соцсетях

Редакция 63.RU благодарит фотографа Владимира Котмишева за предоставленные фото.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.