В Самарской области вновь продлили дистанционное обучение для школьников 6–11-х классов. Мы решили посмотреть, как к этой мере относятся читатели 63.RU и изучили комментарии под материалами, посвященными удаленному образованию. Публикуем подборку мнений.
Дистанционное обучение в школах и других образовательных учреждениях ввели из-за пандемии коронавируса в середине марта 2020 года. Изначально предполагалось, что карантин закончится 1 апреля 2020 года, но позже его продлили. ЕГЭ тоже пришлось перенести. Ситуация с количеством заболевших COVID-19 в Самарской области ухудшилась с наступлением осени. Региональные власти сначала продлили школьникам каникулы до 8 ноября, а затем перевели учеников с 6-го по 11-й класс на дистанционку и запретили несовершеннолетним одним ходить по ТЦ. Потом дистанционное обучение продлили уже до 6 декабря, а затем до 20 декабря включительно. На дистанте уже находятся несколько самарских вузов — коронавирус не обошел стороной и студентов.
«Вторую дистанционку не выдержу»
— У нас еще бесплатное образование? По закону — да! Вывод. Каждому школьнику, помещенному на удаленное обучение по решению властей, должны выдать компьютер с хорошим монитором и оплатить безлимитный интернет. В противном случае приходится признать, что образование стало по факту платным и недоступным всем гражданам РФ! Это нарушение конституционных прав и законов — преступление.
— Когда уже закончится весь этот бред? Границы открыты, летайте, куда хотите, но детей — на удаленку! Даже ОРВИ дети практически не болеют! В классе и в школе посещаемость практически 95%! Но нет — опять детей лишают нормального обучения! Кого мы растим? О каком образовании идет речь вообще!
— Дистанционное обучение — это зло, никто так не объяснит урок, как учитель в классе. Всё это делается специально — дураками проще управлять.
— Они не могут нормально разобрать тему. А если что-то не понял ребенок? Не все учителя на связи, многие вообще посчитали, что у них отпуск. А я не в состоянии делать уроки с маленькой на руках. Вторую дистанционку не выдержу.
— Все мои знакомые тоже против дистанционного обучения! Деградируют они, как ОГЭ и ЕГЭ сдавать будут? Конечно, страной, где одни неучи, легче управлять!
— Относиться можно по-разному, а какой у нас выбор в сложившейся ситуации? Надеюсь, нагонят потом!
Деградируют они, как ОГЭ и ЕГЭ сдавать будут? Конечно, страной, где одни неучи, легче управлять!
— Весна и осень — дети всегда много болеют, и намного больше, чем сейчас. Дистанционка — это очень и очень плохо для развития и получения знаний. Я категорически против. Я учитель высшей категории. Дистанционка — это деградация личности.
— А вы подумали об учениках 11-х классов? Как они будут сдавать ЕГЭ? Как они смогут дистанционно подготовиться? Общение с учителем никакой интернет не заменит.
— Это не учеба. Новый материал ребенок сам освоить не может. А еще надо сделать уроки. Это двойная нагрузка. Весь день сидят в интернете, чтоб посмотреть и освоить новое. Устают дома. Желание учиться пропадает. У нас один компьютер, а детей двое. Очень тяжело и неудобно.
— Дети портят зрение на дистанте. Очнитесь уже, они и так почти круглосуточно сидят в интернете, играют, переписываются, смотрят сериалы, это новая реальность и от этого уже никуда не деться.
«Это новая реальность»
А есть и те, кто считает онлайн-образование частью развития общества и спасением от коронавируса.
— Отношусь положительно! Лучше пусть будут пробелы в знаниях, чем потерять кого-то. Вы посмотрите, больных всё больше и больше. А старшеклассники в школе тусуются, да и дома тоже, вот и могут разносить заразу в два раза больше.
— Отношусь хорошо. У нас, правда, 5-й класс, поэтому мы учимся. Но были бы в 6-м — тоже поддержала бы такую идею. Детей надо рассредоточить. В 4-м классе дистанционка понравилась. Но надо отдать должное учителю, она себя и детей не расслабляла. Очень хорошо объясняла. Ситуация такая, что о здоровье в первую очередь думать нужно!
— А кто будет детей-первоклассников забирать из школы? Родители работают, значит, те же бабушки (если они есть), которых отправили на самоизоляцию. А если он в школе подхватит COVID без симптомов и принесет его своим бабушкам и дедушкам на самоизоляции? Всё дело в том, что государство не хочет помогать гражданам своей страны материально, в частности — родителям, которые могли бы в такой сложной обстановке быть со своими детьми, не привлекая пожилых родителей и не подвергая их риску заболеть.
— Вы считаете, что в таких условиях можно чему-то научить? У нас на данный момент школа воспринимается как камера хранения многими родителями, которых хоть и перевели на удаленку, а им просто лень заниматься с детьми. Только это уже больше похоже на какую-то чудовищную акцию по разносу заразы! Школы уже надо было закрыть! А бабушек и дедушек, которые могли бы посидеть с детьми, скоро останется совсем мало. Им внучки принесут домой вирусную пневмонию. У нас ведь сейчас так это называется?
У нас сейчас школа воспринимается как камера хранения многими родителями, которых хоть и перевели на удаленку, а им просто лень заниматься с детьми
— Это ужасно, что студентам приходится ездить на учебу, у некоторых по две пересадки, транспорт не обрабатывается, всё, что нам показывают, бред, конечно. Какой кондуктор в свой перерыв будет тереть поручни? Кто ответит за болезнь наших детей, потом и их осложнения, если вчера, объехав 18 аптек, я не купила нужный антибиотик?
«Отбирает погружение в социум»
Мы спросили мнение самарского психолога, кандидата психологических наук Натальи Нагорновой, относительно того, как может сказаться дистанционная форма обучения на неокрепшем еще поколении.
— Если смотреть на обучение как на обретение новых знаний, фактов, то в дистанционном формате есть некие плюсы: доступен сразу большой объем первоисточников, под руками цифры, цитаты, лекции других преподавателей. Эти условия удобны, как библиотека под рукой. Хотя не вся информация считывается с экрана, не происходит волшебства действия в едином пространстве, меньше импровизации, неожиданных поворотов, отсюда — меньше вдохновение преподавателя, вовлеченности учащихся.
— Конечно, дистант отбирает реальное погружение в социум, который заряжает эмоциями, «ионизирует» личность, дает ощущения на телесном уровне от встреч, касаний, взглядов. И если учесть, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является принятие себе подобными ровесниками, то, думаю, происходит невидимая трансформация социального взаимодействия.
В самый пик карантина я всё равно встречала кучки молодежи, их ничто не могло удержать от реального общения. Но это когда у подростка уже сложились отношения — когда уже «есть контакт». А если кто-то был только на пути к взаимодействию? У кого-то, возможно, забуксует. А кого-то, наоборот, подтолкнет к проявлению своей инициативы.
Если у ребенка адекватные взрослые вокруг (семья, учителя, знакомые), то, думаю, удаленка не будет толчком к социофобии, проблемам в коммуникациях.
А то, что поколение будет другим... Так они и всегда другие! И мы никогда заранее не знаем, в чем именно. Вот не думали, не гадали, а раз — и нашим детям выпал интернет, и они в него вбурились, а мы уж следом шли. А теперь опять: не думали, не гадали — пандемия: «обнимашкам-тусам» отставка, старшие — приспособятся, а молодежь будет строить свою жизнь, уже учитывая эту реальность.
Что говорят власти
Многие самарцы недоумевали, почему не всех школьников отправили на дистанционку. Ученики младшей школы продолжили получать образование, сидя за партами в классах. А некоторые читатели 63.RU считают, что очное образование как раз важнее для старшеклассников — у них на носу выпускные экзамены, к которым лучше готовиться в режиме офлайн. В свою очередь региональные власти объяснили свое решение отправить на дистант именно подростков.
— Почему идут дети младших классов? Потому что угроза для них гораздо ниже. Они менее подвержены коронавирусной инфекции, практически не болеют этим новым заболеванием и легче его переносят. Детям такого возраста сложнее самоорганизоваться, этот навык у них еще недостаточно развит. Поэтому они будут учиться очно, — пояснил глава региона Дмитрий Азаров.
В свою очередь в Минобразования Самарской области уточнили, что дистанционное обучение — вынужденная мера, а не форма получения образования.
Можно ли ослепнуть от дистанта?
Многие родители опасаются, что у детей из-за дистанционного обучения ухудшится зрение. Мол, и так много времени проводят за играми после уроков, а теперь еще и уроки — в компьютере. Однако не всё так однозначно. Оказалось, при соблюдении определенных правил можно и учиться, и играть.
Чтобы понимать, что делать для сохранения детского зрения при работе с мониторами, для начала нужно узнать, какой вред они несут. У синего спектра, который излучают мониторы, есть доказанные свойства и те, которые на данный момент можно считать мифическими в силу отсутствия крепкой доказательной базы.
— Существуют утверждения, что мониторы могут вызывать тяжелые заболевания органов зрения, провоцируя дистрофические изменения, повреждая роговицу, хрусталик, сетчатку. На сегодня доказательств того, что синий спектр действует таким образом на человеческий глаз, нет. Те исследования, которые показывают некоторые изменения органов зрения животных под воздействием синего спектра, демонстрируют это в закрытых, даже агрессивных лабораторных условиях. В реальной жизни на подобный результат должны уйти не десятки, а сотни лет воздействия тех уровней излучения, что нас окружают. Тем не менее у синего цвета есть доказанные негативные свойства. Основные — это повышенная утомляемость органов зрения (в первую очередь мышечного аппарата глаза) и быстрое высыхание слизистой, — рассказал врач-офтальмолог первой категории Дмитрий Иванов.
Самые простые правила для борьбы с этими последствиями — обязательные перерывы: каждые два часа по санитарным нормам. Но для детей их нужно делать чаще — желательно раз в 30–40 минут.
— Лучший способ дать расслабиться мышцам глаз — это просто подойти к окошку и посмотреть далеко вперед, выбрать вдали какой-то объект и на нем сфокусироваться. Таким образом мышцы, отвечающие за аккомодацию (изменение фокуса), смогут расслабиться. Но, как известно, любое лекарство может быть вредным, если использовать его избыточно. Так и упражнения иногда могут дать обратный эффект. Например, банальное упражнение «перевод взгляда вблизь-вдаль», которое очень часто рекомендуют специалисты. В случае с перенапряжением и усталостью после длительной нагрузки вблизи мышцы, наоборот, могут еще больше перенапрячься из-за постоянного перевода фокуса и в итоге дать спазм. Поэтому просто посмотреть вдаль 5–7 минут будет максимально безвредным способом дать глазкам отдохнуть, — добавил врач.
Использование специальных очковых линз, блокирующих синий спектр, так называемых компьютерных — это персональный выбор каждого. Важно помнить, что подобные линзы всё еще несовершенны. Блокируя синий свет, они искажают цветовую передачу. И если ребенку приходится работать с цветом и графикой, то все цвета он будет видеть неестественными, так как большая часть синего будет отфильтрована. Новые дизайны таких линз делают это менее выраженно, и тем не менее до идеала им еще далеко.
— Близорукость и, как следствие, снижение зрения провоцирует не только работа за монитором, а вообще любая нагрузка вблизи. На глаз в период роста (до 20 лет) влияет не только генетический фактор, но также он подвержен адаптивной изменчивости. И чем больше ребенок работает с объектами на близком расстоянии, тем больше вероятность развития осевой, или истинной, близорукости. Рабочая дистанция до монитора должна составлять 50–60 сантиметров. Монитор обязательно должен быть на уровне либо ниже уровня глаз. Если родители стали замечать, что ребенок всё ближе придвигает монитор или сам всё время старается сесть поближе, это повод обратиться к специалисту для проведения диагностики и выявления потенциальных негативных изменений, — уточнил Дмитрий Иванов.
А эпидпорог всё равно превышен
В начале осени, судя по статистике, каникулы и переход на дистант положительно сказались на здоровье школьников. Тогда в региональном Роспотребнадзоре сообщили о снижении эпидпорога по ОРВИ среди детей. А статистика за последнюю неделю ноября заставила задуматься, что именно не дает исправить ситуацию с заболеваемостью. Эпидпорог среди школьников оказался значительно превышен, в том числе и среди дистанционников.
Из-за роста статистики по коронавирусу в Самарской области отменили новогодние гулянья и уже анонсировали ограничения по работе общепита в предновогодние дни и в ночь на 1 января 2021 года. Поэтому фактически не только школьникам приходится всё больше адаптироваться под коронавирусные реалии.
А как вы относитесь к дистанционке?