RU63
Погода

Сейчас+33°C

Сейчас в Самаре

Погода+33°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +36

3 м/c,

южн.

762мм 33%
Подробнее
5 Пробки
USD 89,07
EUR 95,15
Город Александр Дроботов, спикер гордумы Тольятти: «В политике и больших деньгах нет благородных начал»

Александр Дроботов, спикер гордумы Тольятти: «В политике и больших деньгах нет благородных начал»

В наступившем году политическая и экономическая жизнь губернии...

В наступившем году политическая и экономическая жизнь губернии еще более ощутимо, чем ранее, будет связана с Тольятти. Смена руководства на Волжском автозаводе вызвала вполне понятное беспокойство не только многочисленных партнеров и смежников автогиганта, но и представителей власти. Возможные сокращения заводского персонала, сворачивание многочисленных социальных программ и перевод ВАЗа на налоговый учет в Санкт-Петербург могут дестабилизировать и без того неспокойную обстановку в губернии. Кроме того, изменение политики руководства в отношении группы СОК уже сейчас сказывается на самарских событиях. Об этом и многом другом мы поговорили со спикером Тольяттинской городской думы Александром Дроботовым.

«Ни нам без ВАЗа, ни ВАЗу без нас не обойтись и не выжить»

– Александр Николаевич, на следующей неделе вы встречаетесь с новым руководством ВАЗа…

– Так как социальное и бюджетное тело города просто пронизано Волжским автомобильным заводом, его успехами или неудачами, его делами и социальным участием, сейчас в думе действительно готовится встреча с Игорем Есиповским. На этой неделе мы будем ходатайствовать о том, чтобы встреча произошла либо с председателем городской думы, либо с группой депутатов. Сейчас проводятся консультации по наиболее острым вопросам, которые нам необходимо обсудить с новым вазовским руководством. Результат этих переговоров напрямую повлияет на наши планы на будущее.

– Почему эту встречу нельзя было организовать раньше?

– Не «нельзя», а «не нужно». Новые руководители должны были осмотреться на месте, прочувствовать масштабы Волжского автомобильного завода – масштабы не только производства, но и проникновения в городскую социальную и экономическую жизнь. Да и мы уже можем делать начальные выводы о новых руководителях. Не только Игорь Есиповский изучает ситуацию на заводе и в Тольятти, но и Тольятти изучает Игоря Есиповского и его команду. И сейчас уже является очевидным, что новое руководство ВАЗа – совершенно адекватные люди, которые готовы слушать и корректировать некоторые свои позиции.

Безусловно, реализация планов экономического развития ВАЗа по привлечению ресурсов, по развитию новых технологий на территории Тольятти существенно продвинет экономику города. Но, с другой стороны, есть вопросы, остающиеся либо неясными, либо (если по ним прояснилась позиция) тревожными. Это тоже нужно обсуждать.

– Все так перенервничали с появлением нового вазовского руководства. Было непонятно, что это за люди, и почему, имея всего 2% акций, они так уверенно раздают указания, кого и куда назначить…

– Поэтому я и сказал, что раньше не стоило торопиться со встречей, нужно было поизучать ситуацию и нового руководителя. Он живет в Тольятти, и команда его тоже здесь. У них плотный график – они работают с самого раннего утра до самого позднего вечера, и это очень подкупает. Несколько дней назад я узнал о том, что Игорь Есиповский появляется на работе в семь часов утра и уезжает в 22-23 часа, проводя совещания до 18-19 часов. То есть новое руководство появляется на заводе не просто наскоком – приехали и уехали. Оно действительно ответственно относится к поручению президента России. Это не может не радовать. Это говорит о том, что мы имеем дело с добросовестными людьми, и подозрения о том, что бизнес был просто захвачен, и государство здесь использовало силу – захватило завод, даже не заменив собственника – видятся уже необоснованными. Возникает уверенность в том, что это попытка действительно исправить ситуацию в автопроме, учитывая, что именно ВАЗ является головным предприятием российской автомобильной промышленности.

– Какие вопросы вносятся в план встречи?

– Во-первых, соцкультбыт. Это волнует и рабочих, и городские власти. Вообще, позиции по этому вопросу у нас схожие, просто надо найти пути реализации, которые были бы приемлемы и для ВАЗа, и для местного самоуправления. Нам предстоит заключить договоренность, что новое руководство не будет настаивать на немедленной передаче объектов соцкультбыта на содержание городского бюджета.

Напомню, что у Каданникова тоже существовал план оптимизации расходов ВАЗа, снижения себестоимости и улучшения баланса. Содержание всего заводского соцкультбыта обходится в 1 миллиард 300 миллионов рублей в год. План предусматривал передачу объектов соцкультбыта на 980 миллионов на содержание городского бюджета. Прежнее руководство соглашалось сделать это поэтапно, не сбрасывая резко все объекты на баланс города. В прошлом году нам были переданы детские сады. То есть, уже существует работающая схема – путь, гарантирующий отсутствие финансовых кризисов и разрушения городского бюджета. В схеме предусматривается участие разных сторон, разных бюджетных уровней. Городской бюджет один не потянет – это однозначно. Поэтому хотелось бы и с новым вазовским руководством продолжить работу по уже существующей схеме.

Если это предложение будет принято, можно будет двигаться в этом же направлении, договорившись с областными властями о передаче части объектов на совместное финансирование города и губернии в 2007 году. Мы не рассчитываем, что это может быть сделано уже сейчас – такие вопросы находятся за пределами принятых бюджетов.

Думаю, в этом вопросе наши позиции близки с мнением самого Игоря Есиповского. Помните, на пресс-конференции после избрания совета директоров он говорил: «Да, мы соцкультбыт передадим, но на его содержание попросим федеральных денег»?

– Это реально?

– Структура бюджетных отношений такова, что мне с трудом представляется, как можно получить федеральные деньги на содержание объектов частной фирмы, пусть даже эти объекты имеют социально-культурно-бытовое назначение. То есть пока не ясно, как федеральные деньги туда попадут. Тем более, что в госбюджете 2006 года они не заложены. Поэтому схема с поэтапной передачей объектов на баланс города и области с частичным финансированием из Москвы в следующем году мне представляется более реальной.

– Будет ли на встрече обсуждаться предполагаемое сокращение персонала?

– Да, безусловно. Здесь почти аналогичная ситуация. На ВАЗе среди ИТР присутствуют порядка 29 тысяч человек, которые могли бы быть сокращены еще в соответствии с планами прежнего руководства. Но, опять же, предполагалось делать это поэтапно, путем ротации кадров и сокращения штатных единиц за увольняющимися по разным причинам или уходящих на пенсию. Если у нового руководства ВАЗа есть планы по развитию технической базы и, в частности, строительства вокруг завода производств-спутников и соответствующих коммуникаций (а такие планы, как нам известно, есть), то часть сокращенного персонала могла бы быть трудоустроена на новых площадках. В этом случае сокращение пройдет более или менее безболезненно.

Планы Игоря Есиповского существенно улучшают структуру себестоимости и баланса ВАЗа. Если он согласится с общим подходом – что сокращения не нужно проводить прямо сегодня, залпом – то мы готовы сотрудничать по этому вопросу. Особенно в свете новых законодательных актов, опубликованных 31 декабря. Теперь трудоустройство безработных снова передано местному самоуправлению, но, естественно, за свой счет.

– Минуточку. То есть вы хотите сказать, что полномочия, переданные в прошлом году вместе с финансами на уровень области, теперь возвращаются муниципалитетам, но уже без денег?

– Именно. Федеральные власти остались верны себе. Они опять набросали муниципалитетам полномочий, которые находились в ведении центра и субъектов федерации. Без финансов.

– Замечательно. Но вернемся к ВАЗу. Продолжится ли финансирование спортивных клубов? «Лада» взяла Кубок Европы – это отлично играет на имидж предприятия…

– Здесь ситуация намного сложнее. Вы знаете – это было и в печати, и просто в разговорах – что Волжский автозавод не намерен содержать никакие спортивные команды, кроме автоспорта, считая, что спортсмены работают на имидж города, поэтому город и область должны содержать эти команды на свои средства. И футбол, и хоккей, и гандбол… Ситуация болезненная, потому что это очень успешные команды, которые, естественно, поднимали престиж Тольятти. Но, кстати, и ВАЗа тоже.

Представим на минуту, что финансирование команд со стороны завода прекращено. Игроки начнут разбегаться. Болельщики (они же – и наши избиратели, и работники ВАЗа) будут требовать от городских властей взять команды на содержание. А у городского бюджета нет денег. И не будет. И дело не только в том, что чемпиону Европы требуется соответствующая, очень дорогостоящая подготовка. Главное – содержание спортивных команд такого уровня не входит в полномочия местного самоуправления. Закон в этом плане гораздо строже, чем нам хотелось бы. К тому же теперь, как мы уже говорили, у муниципалитетов появляются новые полномочия, не обеспеченные финансами.

– Можно ли договориться с областью по этому вопросу?

– Не знаю. Это тоже нужно обсуждать. Если Игорь Есиповский имеет конкретные планы на конкретные даты, то это нужно срочно обсуждать с субъектом федерации. Немедленно.

– Путин вот недавно говорил о необходимости поддержки профессионального спорта. Может быть, это послужит для нового вазовского руководства весомым аргументом, если уж оно выполняет поручения президента?

– М-м… Тут нужно понимать, что в первую очередь перед командой Есиповского поставлена задача снизить себестоимость производства, создать новые модели и «сделать, как на Пежо». Вот это – прямая рекомендация президента России.

– А как на Пежо?

– На Пежо? Хорошо на Пежо (улыбается). Люди жили в рынке сотни лет. У них менталитет отличный от того, который существует в России, развивающейся в рынке всего 15 лет. У нас, к сожалению, пока далеко не европейское представление о культуре производства. Там люди поколениями жили в условиях конкуренции, и они понимают, что если не докрутят гайку, то могут лишиться работы. Столетия в таких условиях позволили отточить систему качества. Российская промышленность физически не успевает вот так сразу догнать убежавших далеко вперед своих европейских конкурентов. Поэтому и речь идет о том, что качество и культуру производства надо повышать, а если пока не получается, то и стоимость автомобиля должна располагаться в соответствующей этому качеству ценовой зоне.

– Что еще вы планируете обсудить с Есиповским?

– Есть еще один болезненный вопрос… Даже не знаю, как к нему подступаться… Это неоднократно объявленное в разных источниках намерение о перерегистрации ВАЗа в Санкт-Петербурге. Вот это будет для Тольятти удар под дых!

– И для области…

– Да. Я думаю об этом с большой тревогой. Об этом можно было бы спокойно говорить, находясь вдалеке от Тольятти, располагая таким большим игровым полем, как Россия. Но если Игорь Есиповский и его команда намерены осесть в Тольятти надолго и жить в этом городе, ездить по этим дорогам, то может быть, он подкорректирует позицию. Одно дело – когда кто-то из представителей федеральных властей заявляет о перерегистрации ВАЗа, а другое дело – когда люди, которым дано ответственейшее поручение президента, говорят, что этого делать нельзя, чтобы не загубить город. Нам нужна помощь новой вазовской команды, чтобы переубедить высокое налоговое начальство.

Понятны же последствия? Предприятие выплачивает налоги в Санкт-Петербурге, хотя Санкт-Петербург не тратит денег на содержание города, в котором живут работники этого предприятия. Вся социальная инфраструктура здесь, рабочий ВАЗа ходит по этим дорогам, живет здесь, получает тепло и воду здесь, его дети учатся здесь, лечатся здесь, а прибыль вся – в Санкт-Петербург. Здесь нет никакой логики, это просто грабеж!

Обсуждение этого вопроса будет сложным, но его надо обсуждать. Сейчас налоговые поступления от автозавода составляют 40% областного бюджета. И около 60% городского. Ни нам без ВАЗа, ни ВАЗу без нас просто не обойтись и не выжить.

«Я не друг и не враг Лиманского»

– Изменения на ВАЗе косвенно отразились и на самарской политической жизни…

– Вы имеете в виду группу СОК? Да, ее позиции сейчас существенно ослабли. И эта история с Уставом города во многом обусловлена именно этим фактором.

– Очень странная история, не правда ли?

– Об этом говорилось и на заседаниях комиссии, организованной в конце прошлого года – о том, что Устав, поданный на регистрацию без подписи главы города, не должен быть зарегистрирован.

– Но был, заметьте.

– Тот человек, который отказал в регистрации, был в срочном порядке уволен, и регистрация прошла совершенно удивительным образом с помощью нижегородских чиновников. То есть чувствовалась какая-то странность, и сразу было понятно, что эта странность как-то дальше проявится. Как только незаинтересованный специалист в вышестоящем органе рассмотрит эту ситуацию, он, конечно же, выдаст рекомендацию на отмену этой регистрации. Так и произошло.

Нужно было договариваться с главой, чтобы он подписал Устав. Вы были свидетелем жесточайших споров в Тольяттинской городской думе по поводу нашего Устава. У нас тоже был кризис, можно сказать. Существовало несколько вариантов, и каждый отстаивал свой. Вариант мэра содержал унизительную для думы потерю некоторых полномочий – например, по утверждению социально значимых тарифов. Но только при этих условиях мэр соглашался подписать!

После многочисленных споров депутаты все-таки приняли Устав, который предложил мэр. Некоторые моменты нам, конечно, удалось отстоять. Но мэр подписал этот проект!

И сейчас мы создали рабочую группу по принятию поправок в Устав. Мэр, кстати, первым прислал свою поправку. Мы сейчас собираем все предложения, и с этой недели начнется работа. Мы хотим внести в Устав существенные изменения в сторону увеличения полномочий думы.

– А что вы хотите себе вернуть?.. Секрет пока?

– Секрет. Все будет зависеть от того, сколько будет сторонников того или иного полномочия. Ну, например, право на утверждение некоторых нормативных актов по регулированию культурной и социальной жизни города. Утверждение положения о городских праздниках, например. Принятие социально значимых тарифов.

– В Тольятти мэр ходит на заседания думы, и у вас есть возможность с ним спорить и что-то обсуждать. Лиманский же не посещает думу. Он вообще заявляет, что думы в городе нет!

– Работая в примирительной комиссии, я встречался с Лиманским несколько раз. Потому что от них больше никто не мог встречаться. Не потому что Лиманский не хотел такой встречи, а потому что они так эмоционально остро воспринимали эту идею. У них какая-то нездоровая обстановка в этом плане: тот, кто встречается с Лиманским – предатель, и прочее…

Я встречался с ним. Он меня заверил, что он открыт для любых переговоров, если не исходить из посылки, что Лиманского нужно скинуть любым путем. Помните, была информация: «Лиманский предложил через одного из членов комиссии…»? Это я докладывал его предложение. Лиманский предложил создать рабочую группу по выработке социально значимых тарифов на следующий год. Он хотел это сделать с депутатами. Если депутаты готовы работать по особо острым вопросам городской жизни, то он готов пойти им навстречу по всем направлениям. Предоставить комфортное помещение, зал заседаний. Рассмотреть и подписать все постановления, которые приняла дума, и по которым нет судебных решений.

Я был поражен такими шагами, таким душевным настроем. Я приехал, радостный такой, и докладываю на этой примирительной комиссии Ищуку, Ильину и всем, кто присутствовал, что вот, мэр сделал такие предложения. Прекрасно! Давайте создавать рабочую группу, утверждать эти ваши тарифы на проезд, на холодную воду, на стоки, и даже то, что вы уже напринимали, он подпишет. Но я как-то не увидел особой радости от того, что такое предложение прозвучало…

Я потом еще раз об этом напомнил. Говорю: «Вы чего, не слышали, что ли? Вам же предлагают – встречайтесь и решайте этот вопрос, это же прямой путь к примирению! И он будет приходить на заседания, он готов к этому». Он еще раз повторил, когда мы встречались с ним снова: я, говорит, жду их. Но они как будто бы не поняли этого. Я говорю – а они не слышат. И тогда я понял, что они просто не хотят идти на примирение.

Я просто был обескуражен. Мы бы за такое предложение ухватились двумя руками! Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Работа-то должна продолжаться. Получается, что у депутатов просто нет желания никого слышать.

– «Большевики» заявили о своем намерении через суд принудить Лиманского подписать Устав…

– Не думаю, что у них это получится. С ослаблением позиций СОКа на ВАЗе реального веса у «большевиков» не прибавилось. Кроме того, мне немного не понятны их цели. Вот поставили перед собой планку: убрать Лиманского! Лично я не друг ему и не враг, я рассматриваю ситуацию со стороны. Но есть же какой-то здравый смысл. Амбиции должны соотноситься с реальностью.

У нас тоже есть молодые и достаточно амбициозные депутаты, которым, например, очень хотелось бы сместить спикера. Однако, кроме попыток реализации своих амбиций, они еще и стараются работать, участвовать в принятии решений, важных для их избирателей.

– Кстати, по поводу амбициозности депутатов. Почему вы так настаиваете на увеличении количества депутатов, работающих на постоянной основе? Вот в Тольятти 30 депутатов. По закону десять процентов – три человека: спикер и два вице-спикера – работают на профессиональной основе. Зачем больше? Зачем директору колхозного рынка Дмитрию Шанькову депутатская зарплата?

– Если отвлечься от конкретных симпатий и антипатий, то я снова и снова буду повторять: я считаю очень важным, чтобы как минимум половина депутатов работала на профессиональной основе. Это ядро, которое формирует мнение и понимание рассматриваемых вопросов, поступающих в думу в основном из мэрии. От этого зависит успех исполнения миссии представительных органов – контроля за действиями исполнительной власти

Вы можете видеть замечательного депутата, интеллектуально развитого, блестяще образованного, доктора наук – технических, предположим. Но не муниципальных! В этой науке нет докторов. Поэтому этот замечательный депутат будет очень слабо ориентироваться в хитростях формирования бюджета, содержания городского хозяйства, в нормативных актах, поступающих со стороны мэрии. Он может даже не понимать, что он не понимает! Он может совершенно искренне «штамповать» эти нормативные акты, предлагаемые исполнительной властью, будучи полностью уверенным, что здесь все правильно и законно, не предвидя последствий, не понимая, кому и для чего это нужно и выгодно. Это понимание приходит только в ходе профессиональной деятельности.

Депутат, работающий не на профессиональной основе, обычно постигает эти науки только к четвертому году своей работы. И когда он оглядывается назад, ему становится очень обидно, что он был таким наивным. В вещах, которые касаются нормативных актов и больших денег, нет благородных начал. Нужно обязательно понимать, что происходит.

Так вот, лишение представительных органов права иметь на постоянной основе достаточное количество профессионалов – это существенное ослабление, удар по представительным органам и по их способности исполнять свои функции. Соответственно, это резкое снижение возможности рядового избирателя контролировать через своих депутатов ситуацию в городе.

Некоторые депутаты могут быть мне симпатичны, некоторые – не очень. Депутаты вообще все разные. Но это же не значит, что для того, чтобы насолить какому-то депутату, надо всех лишить возможности нормально работать! Поэтому в этом плане я настроен достаточно жестко. Конгресс муниципальных образований, на заседании которого будет присутствовать представитель президента, инициирует внесение поправок, хотя бы минимально расширяющих количество депутатов, работающих на профессиональной основе, до 30%, как это планировалось депутатом Госдумы Владимиром Мокрым.

Мы подготовили письмо на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова. Мы говорим, что собрания депутатов на местах всегда были неким передовым отрядом, который стабилизировал обстановку, несмотря на очень негативное отношение граждан к некоторым инициативам правительства. И сейчас, если ситуация не изменится, нам будет гораздо сложнее исполнять свои функции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Самарцам прислали новые квитанции за ТО газового оборудования. А в них... мало что изменилось
Валерия Гудалина
журналист
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Рекомендуем
Объявления